Выпуск № 4 (227),17.01.2021

СОБОР СЕМИДЕСЯТИ АПОСТОЛОВ

(17 января)

Кроме отдельной памяти, совершаемой в честь каждого из семидесяти апостолов, Православная Церковь установила их общую память, чтобы, во-первых, показать равночестие всех семидесяти и, во-вторых, предотвратить разногласия в их почитании.

По свидетельству святого апостола и евангелиста Луки, Господь Иисус Христос избрал двенадцать апостолов и еще семьдесят других. Двенадцать находились при нем, а семьдесят Спаситель посылал по два проповедовать Евангелие в те города Палестины, какие намеревался посетить Сам (Лк. 10:1). «И сказал им: жатвы

много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк. 10:2–3). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10:16). Исполнив возложенное на них Господом дело благовестил, семьдесят учеников возвратились с радостью и сказали: «Господи! и бесы повинуются нам о Имени Твоем» (Лк. 10:17), на что Господь ответил: «тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах» (Лк. 10:20).

В евангельском повествовании не открыты имена семидесяти апостолов, избранных Господом. Несомненно лишь, что первоначальный лик апостолов впоследствии изменил свой состав, так что в числе ныне чествуемых Церковью есть такие, которых Сам Христос непосредственно не посылал на проповедь, и нет некоторых из тех, которых избрал Господь. Как повествует святой евангелист Иоанн Богослов, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66).

Число двенадцати апостолов восполнилось сразу по Воскресении Христовом апостолом Матфием (Деян. 1:23), а число семидесяти восполнилось мало-помалу из тех, кто был впоследствии обращен ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла. Стремление отождествить их с теми 70 учениками, которых Христос избрал, и именование их апостолами означает, что в их служении Церковь видела продолжение того дела, на которое Господь послал Своих учеников .

На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 января как Собор 70 апостолов: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Святитель Димитрий Ростовский внес в список еще два имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ

(19 января)

Крещение Господне, или Богоявление, – один из важнейших христианских праздников, установленный в честь события евангельской истории – крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Предтечей.

Описание события праздника дано у всех четырех Евангелистов. Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии:

«Покайтесь,  ибо  приблизилось  Царство  Небесное».  Пророк

Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков, осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. При этом, он настаивал, чтобы покаяние было искренним, всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами.

Приходивших к нему и открыто исповедовавших свои грехи людей Предтеча крестил в

реке Иордан. Крещение состояло в молитвенном погружении кающегося в воду, что символически означало очищение грехов. Крещение пророка Иоанна не было еще благодатным христианским крещением, но лишь приготовлением к нему.

Во время одной из проповедей Иоанна к нему на берег Иордана пришел Иисус Христос. Будучи безгрешным и чистым изначально, Господь не нуждался в крещении покаяния, однако по великому смирению Он принял крещение от Иоанна, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Под «правдой» имеется в виду соблюдение заповедей Божиих и Его святой воли, и в то же время верность Бога обетованиям, данным ветхозаветным патриархам. То есть Крещение является составной частью домостроительства спасения, исполнением того Божественного замысла о спасении, который неизменен от начала времен. В Евангелии от Иоанна смысл крещения Господня раскрывает Иоанн Предтеча, говоря о себе, что он «для того пришел крестить в воде, чтобы Он (Мессия) явлен был Израилю» (Ин. 1:31).

Своим погружением в Иордан Господь освятил, преобразил, наполнил жизнью водное естество и с ним весь мир. Благодаря тому что Христос принял крещение в Иордане, стало возможным крещение «водою и Духом» — то есть таинство Крещения, которое открывает верующим вход в Церковь.

При крещении Спасителя также произошло великое чудо Богоявления. Впервые в истории человечества единый, всемогущий Бог, Творец неба и земли, явил Себя людям в Трех Лицах: Господь Иисус Своей плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа, а голос Бога Отца говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:13–17). Поэтому в тропаре праздника Крещения говорится, что в этот день «Троическое явися (открылось) поклонение».

Вот как пишет об этом свт. Григорий Палама: когда Христос «крещается от Иоанна… и восходящему ему от воды отверзаются Ему небеса, и, вот, слышится тогда голос Отца… и как голубь, сходит на Него Дух Божий, являя присутствующим Свидетельствуемого свыше. И, таким образом, делается Он явным, как истинный Сын; делается явным и на небесах Отец, как истинный Отец; делается также явным и Дух Святый, происходящий по бытию от Отца, по естеству же на Сыне Отчем почивающий…»

Крещение Господне было также первым явлением Христа народу Израиля. До этого времени Иисус Христос жил в тиши Назарета, известный только жителям своего маленького города, как сын Марии и плотника Иосифа. Теперь же Христу исполнялось тридцать лет, и Он получал право, согласно еврейским законам, учить народ и называться

«рабби» – наставником. Настало время явить Себя народу, а народу – услышать свидетельство о Нем, как о давно ожидаемом Мессии. Это и свершалось теперь на берегу Иордана. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Возникновение праздника Богоявления следует датировать не позднее III в. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым; датой праздника было 6 января (19 января по новому стилю). В IV в. сначала на Западе, а к концу века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне. Первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике Богоявления сказалось в одинаковости структур праздников Крещения и Рождества Христова, а именно: в канун обоих праздников (навечерие) с утра совершаются Царские часы, после которых служится вечерня с Литургией святителя Василия Великого. Всенощные бдения под эти два праздника начинаются не вечерней, как обычно, но великим повечерием, на котором поется торжественное «С нами Бог».

На вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий – отрывков из ветхозаветных книг. Причина такого большого количества паремий (обычно под праздники читается только три паремии) объясняется тем, что в древней церкви в этот день крестилось большое количество оглашенных. Таинство крещения совершалось в притворе храма во время чтения отрывков из Ветхого Завета. После крещения новокрещенные, в белых одеждах, со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», что до сих пор принято петь на литургиях праздников Крещения и Рождества Христова.

В память о Крещении Спасителя в навечерие Богоявления и повторно в самый день праздника совершается великое освящение воды – один и тот же чин в оба этих дня.

СОБОР ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

(20 января)

На следующий день после праздника Богоявления Православная Церковь чтит память Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Сам Господь Иисус Христос говорил о нем: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Этими словами подчеркивается уникальность Иоаннова служения, которое является переломным моментом в Священной истории Израиля: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. Спаситель замечает, что, несмотря на величие Иоанна Предтечи,

«меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11).

Святой Предтеча стал великим пророком на рубеже Заветов – Ветхого и Нового. Своим ветхозаветным служением он завершил всех пророков до Христа, а своим новозаветным служением – открыл (приуготовил) путь Господу. Святой Иоанн Креститель засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Поэтому святой Иоанн Предтеча является самым значимым и почитаемым праведником после Пречистой Богородицы.

Иоанн Предтеча, согласно Евангелию от Луки, родился в одном из городов Иудеи в семье праведного священника Захарии и Елисаветы, родственницы Пресвятой Богородицы. Супруги долго не имели детей, и казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Однажды, когда Захария в свою чреду совершал каждение в Иерусалимском храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил, что по его усердной молитве Елисавета родит сына, который будет пророком и назореем «и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанном. Захария, усомнившийся в истинности пророчества, онемел до момента наречения имени новорожденному младенцу.

По милости Божией ребенком Предтеча избежал смерти среди тысяч убитых Иродом младенцев в Вифлееме и его окрестностях, и до своего выхода на проповедь жил и подвизался в пустыне. Как сообщает нам Евангелие (Мк. 1:6), в пустыне Иоанн вел самый строгий образ жизни – он носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, препоясанной кожаным поясом, не пил вина, питался только диким медом и акридами (род саранчи), постоянно пребывал в молитве.

В возрасте около тридцати лет пророк Иоанн выходит на общественное служение: он проповедует на берегах Иордана, призывает людей к покаянию, обращению к Богу, изменению жизни и совершает на ними крещение водой. Важной составляющей проповеди Иоанна Предтечи было и возвещение прихода Сильнейшего, то есть

ожидаемого иудеями Мессии. В тот момент Иоанн пользовался широкой известностью и сам оказывал большое влияние на людей. Но он заявил, что Грядущий за ним сильнее его самого настолько, что Иоанн не может быть у Него даже слугой, рабом (развязать ремень обуви или понести ее). Пророк смирял себя и ставил на самую низкую ступень. Грядущий, говорил Иоанн, будет крестить Духом Святым и огнем.

Важно отметить, что крещение, которое он совершал, было направлено на приуготовление народа Израиля к принятию Господа Иисуса Христа и Его Нового Завета. Это крещение не было таинством в христианском понимании этого слова. Тем не менее в этом крещении человек получал прощение грехов и очищался для дальнейшей жизни и для встречи Мессии. Крещение же, которое дарует людям Христос, совершеннее тем, что в нем человек стяжает благодать Самого Святого Духа, освобождается от рабства греху и смерти.

Для того, чтобы в полной мере исполнить ветхозаветный закон, к Иордану приходит Сам Господь – и принимает крещение от пророка Иоанна. Именно поэтому Иоанна Предтечу (т. е. предшествующего Господу) часто называют еще Крестителем. Крестившись от пророка, Господь тем самым подал пример каждому человеку на все времена. Крещение Господа ознаменовалось одним из самых ярких чудесных событий – Богоявлением, то есть явлением в той или иной форме всех трех Лиц Пресвятой Троицы.

Важны также те слова, которые сказал пророк Иоанн людям о Господе Иисусе Христе (имея в виду смысл прихода Господа в мир): «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1:29).

Однако служение Иоанна Предтечи не завершилось только лишь крещением Господа Иисуса Христа в Иордане. Как и его предшественники, другие ветхозаветные пророки, Иоанн призывал народ Израиля к жизни по заповедям Божиим, к отречению от греха, к служению только истинному Богу, а не языческим богам, которых в окружении Израиля было достаточно много. И, как и другие пророки, Иоанн Предтеча обличал грехи царя. Дело в том, что царь Ирод Антипа находился в беззаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа – Иродиадой, которая к тому же приходилась ему племянницей. Именно за это и обличал пророк его Иоанн. В ответ царь заключил пророка в темницу.

Однажды, в день своего рождения, царь Ирод устроил пир, на котором собралось много знати. Дочь Иродиады Саломия поразила всех присутствующих, и прежде всего самого царя, одним непристойным танцем. За это Ирод пообещал ей дать все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства. Наученная своей матерью, Саломия потребовала голову пророка Иоанна. Будучи частью еврейского общества и традиции, царь Ирод был удручен этой просьбой, так как он уважал пророка Божия и понимал основу пророческого служения. Однако он не мог не сдержать царской клятвы, и именно поэтому отдал приказ казнить святого. Иоанну Предтече отрубили голову и отдали Саломии, а та отнесла ее своей матери. Из евангельского текста известно, что честная глава Иоанна Предтечи осталась у Иродиады, которая, боясь воскресения пророка, положила главу в сосуд и тайно закопала в одном из поместий Ирода, не желая, чтобы тело и глава святого были погребены вместе. Тело Иоанна забрали ученики, переправили в Севастию (столица провинции Самария) и похоронили. Поэтому у этих реликвий разные истории обретений.

Сын мой Тимофей, будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

(Второе послание к Тимофею св. ап. Павла, 4:5–8)

Братия, живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

(Послание к Римлянам св. ап. Павла, 8:8–14)

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

(Евангелие от Марка, 1:1–8)

После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы́ , ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

(Евангелие от Луки 10:1-15)

Протоиерей Алексей Уминский.

Проповедь в Неделю перед Богоявлением (Мк.1:10–8)

Сегодняшнее воскресение – это воскресение перед праздником Богоявления, перед праздником Крещения Господня. В этот день читается первое зачало Евангелия от Марка о том, как исполняются пророчества о Христе, которые будут звучать в ветхозаветных паремиях на вечерней службе перед Крещением Господним. Эти пророчества говорят о земле, которая ожидает пришествия нового времени. И земля эта – иссохшая, поросшая терниями и сорняками. Это земля, о которой Господь, изгоняя из Рая согрешивших Адама и Еву, сказал, что она будет приносить волчцы и тернии. Это стропотная земля, как говорит нам пророк, то есть вся она в горах и оврагах, пропастях и низинах, земля неровная, искажённая. И она ждет того времени, когда всякая низина – повысится, всякая гора – смирится, кривые пути станут ровными, чтобы стала она путём Господним. Эта земля – образ души человека, который остался без Бога.

Именно это пророчество повторяет сегодня Евангелист: «уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Ему». Уготовать путь Господень – задача каждого человека, который еще не приготовил себя для того, чтобы Господь нашёл прямой путь в его сердце, чтобы пришествие Господне, Богоявление, каждого из нас изменило, сделало иным.

Авва Дорофей в одном из своих поучений говорит, что кривое правило и прямое делает кривым. Это значит, что искажение, которое принёс в этот мир грех, касается каждого из нас, ведь каждый несет на себе последствия первородного греха, и то, что мы считаем правильным со своей точки зрения, что выбираем за мерило, которым мы меряем жизнь,

других людей, окружающие обстоятельства, – всегда искажено, всегда кривое. Мы думаем, что наше мерило самое правильное, чистое, неискажённое. Смотрим на человека и думаем: вот, оказывается, он какой! А на самом деле он совсем другой, мы не видим его правильно, потому что наше искажение меняет весь окружающий мир, и мы смотрим на него сквозь кривое, искажённое стекло.

Из-за нашей кривизны происходит столько бед, столько ошибок, которые мы совершаем, думая, что ступаем прямо, что идём правильно. А на самом деле мы всё время кружим, заворачиваем не туда, попадаем в какие-то нелепые лабиринты, которые сами себе часто и создаём.

Из-за этого происходит потеря любви, потеря цели и смысла. Человек не знает – откуда и зачем он шёл, куда он пришёл, кто эти люди, которые казались ему близкими – и вдруг стали совсем чужими. А где те, которые по-настоящему нужны и близки – он не знает. Он не знает ответа на простой вопрос: а кто есть ближние его? И всё, что мы видим – это ложное представление о том, что с нами происходит, потому что не уготованы пути Господни, чтобы Он вошёл к нам.

Как же их уготовить? Что же делает человека готовым к тому, чтобы Господь к нему пришёл? Первая глава Евангелия от Матфея говорит нам о том, что делал Иоанн Креститель для того, чтобы приготовить пути Господни, чтобы народ, который сидел во тьме и сени смертной, вдруг увидел свет истины, грядущей в мир и посещающей каждого человека. Он всех призывал к покаянию, чтобы каждый человек понял в себе эту страшную вещь, увидел свое искажение и вдруг ужаснулся тому, что, оказывается, мир не такой, каким я его хочу видеть, мир – другой. И люди в нём – другие. И я – не тот, я – неправильный, и нет во мне прямых путей.

Когда мы хотим, чтобы Господь к нам пришёл и в нас вселился, самое главное – это знание человека о себе, понимание того, кто он есть на самом деле, это мужество человека, который может увидеть свою кривизну. А мы обычно будем думать о себе, что у нас, в общем, всё в порядке, просто есть какие-то маленькие несоответствия, с которыми мы обычно приходим на исповедь… Каждый из нас пытается жить церковной жизнью, исполняя определенные правила, апробированные огромным опытом жизни Церкви (соблюдать посты, участвовать в богослужении, утром и вечером читать молитвы). Но нельзя исполнять правильные правила, будучи внутренне неправильным. Что принесут эти правильные вещи, если наше внутреннее искажение (которое проявляется в трёх словах – я, мне, моё) присутствует на первом месте? И тогда, чтобы ты ни делал, ничего хорошего из этого не получится. Никогда не будет из этого ни духовной жизни, ни движения ко Христу, ни какого-то преображения, потому что когда есть внутреннее искажение, гордыня, самость, желание жить по себе, желание свою жизнь устроить удобно, комфортно и прикрыться при этом духовной оболочкой – ничего доброго не получится. Будет только страшное мерзкое фарисейство, которое всё время обличает Христос.

Поэтому когда звучат слова «уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Ему» – это обращение к каждому из нас, призыв внутренне на себя посмотреть и найти в себе главное искажение, которое не дает Христу сделать нас другими, которое не даёт возможности Богу вселиться в нас и преобразить, сделать своими до конца, сделать нас той почвой, которая бы приносила плод настоящий и в 30, и в 60, и в 100. Аминь.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх