Общество хоругвеносцев

Рисунок Общества хоругвеносцев храма прп. Василия Исповедника. Утвержден Святейшим Синодом в 1913 году.

Движение хоругвеносцев зародилось в России в первой половине XIX века; до 1917 года было создано более 100 обществ хоругвеносцев по всей империи.

В Москве, по имеющимся на сегодняшний день сведениям, было 21 общество:

  1. Кремлевские (7 обществ): при Успенском, Благовещенском, Архангельском, Верхоспасском, соборе Двенадцати апостолов, Чудовом и Вознесенском монастырях;
  2. При Покровском и Казанском соборах; при Храме Христа Спасителя; при Владимирском соборе Епархиального Дома;
  3. При Новоспасском и Даниловом монастырях;
  4. Военное Сергиево-Пантелеймоновское братство хоругвеносцев; Общество при полковом храме Самогитского полка. Фактически военным можно считать Общество хоругвеносцев при соборе Успения на Крутицах (все здания подворья, кроме самого собора, были в XVIII веке переданы военному ведомству);
  5. Старообрядческое общество хоругвеносцев при храмах Рогожского кладбища;
  6. Приходские церкви: Петра и Павла в Лефортово; Василия Кесарийского на Тверской; Василия Исповедника; Иерусалимской иконы что на Бойнях (открыто в 1917 году).

Из Отчета Общества хоругвеносцев при церкви Святаго Василия Исповедника, что в Новой деревне, у Рогожской заставы, в гор. Москве за 1914-1915 гг.

Общество Хоругвеносцев при церкви св. Василия Исповедника, в Новой деревне, в Москве, существует почти со времени построения означенной церкви, 1897 г. Но до 1913 г. Общество не было официально утвержденным и зарегистрированным Епархиальным начальством. Только в 1913 г., историческом, юбилейном для всей России, Общество Хоругвеносцев, с высочайшего соизволения и утверждения Епархиального Начальства, стало именоваться Обществом Хоругвеносцев в память трехсотлетнего Царствования Державного Дома Романовых.

ЦГА Москвы. ЦХД до 1917 г. Фонд 203. Опись 759. Дело 1541.

Святейшего Правительствующего Синода Члену, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Макарию, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкие Сергиевы Лавры священноархимандриту и разных Орденов Кавалеру

Московской Василие-Исповеднической, что в Новой Деревне, церкви священно-церковнослужителей, церковного старосты и прихожан почтительнейшее и покорнейшее прошение.

Вся Россия ныне готовится к празднованию трехсотлетия благополучного Царствования Державного Дома Романовых, с Именем которого неразрывно связано то высокое положение, какое, благодаря своим Монархам, заняла Россия среди великих держав. Нет ни одной стороны народной жизни, которая, вместе с этим юбилеем, не праздновала бы трехсотлетие своего развития и торжества. Внешняя сила, внутреннее законодательство, развитие торговли и промышленности, науки, искусства – всё создано, всё развито Государями Дома Романовых. Это драгоценное Имя и имя самой России слились в одно понятие величия и славы.

Наступающий юбилей – всенародный. Это торжество подданных Императора Самодержца Всероссийского, это праздник для всякого Русского, любящего это имя и гордящегося им. Это любовь и право на эту гордость дали ему его Государи за 300 лет своего царствования.

Желая принять деятельное участие в праздновании грядущего юбилея, честь имеем почтительнейше и покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство, Милостивейшего Архипастыря и Отца, в память трехсотлетия благополучного Царствования Державного Дома Романовых, благословить открытие при храме Св. Василия Исповедника, что в Новой Деревне, Общества Хоругвеносцев, поставившего своей целью поддерживать благолепие храма, носить святые иконы и хоругви и смотреть за порядком на крестных ходах.

Прилагая при сем прошении устав на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Архипастыря и Отца, почтительнейше и покорнейше и всенижайшее просим утвердить и возвратить его нам к предстоящим в феврале сего года торжествам 1913 года, февраля 6 дня. Московской Василие-Исповеднической, что в Новой Деревне, церкви

(подписи). Адрес: Москва, 33 почтовое отделение, Коломенка, дом №9.

Проект нормального устава Общества Хоругвеносцев при церкви Святого Василия Исповедника, что в Новой Деревне, у Рогожской заставы в гор. Москве.

§1. Общество Хоругвеносцев учреждается в г. Москве, при церкви Св. Василия Исповедника, что в Новой Деревне, в ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ЦАРСТВОВАНИЯ В РОССИИ ДОМА РОМАНОВЫХ и состоит в ведении Московского Епархиального Начальства.

§2. Общество учреждается: а) для ношения членами оного хоругвей и святых икон при крестных ходах, из церкви Св. Василия Исповедника и из других ближайших церквей; б) для устроения на средства Общества, с надлежащего разрешения, новых и исправления пришедших в ветхость хоругвей, а также фонарей, крестов, киотов для икон, носимых в крестных ходах, а по мере умножения средств и вообще для поддержания благолепия в храме; в) для поддержания порядка при богослужении в Василие-Исповеднической церкви в высокоторжественные и праздничные дни посредством особого наряда из членов Общества; г) для оказания помощи и призрения членам Общества, пришедшим почему-либо в бедственное положение, а равно и их семействам; причем при умножении своих средств, Общество заботится об основании при Василие-Исповеднической церкви благотворительных учреждений и школ.

§3. Членами Общества могут быть лица православного вероисповедания, мужского пола всех сословий, достигшие совершеннолетия и неопороченные в поведении.

§4. Поступление в члены Общества допускается во всякое время по заявлению о том одному из членов правления Общества и по предъявлению, в случае неизвестности, письменного вида и удостоверения полиции о поведении.

§5. Общество состоит из членов: а) почетных, б) действительных и в) пожизненных.

§6. Звание Почетных членов усвояется лицам, оказавшим особые заслуги или покровительство. Почетные члены освобождаются от членских взносов и ношения хоругвей.

§7. Действительные члены вносят в кассу Общества единовременно два рубля и затем ежегодно по одному рублю. Примечание: 1) Недоставивший в течение года членского взноса считается выбывшим из Общества.

§8. Внесший единовременно двадцать пять руб. признается пожизненным членом общества.

§9. Каждому члену Общества выдается от старшины Общества, за его подписью, книжка с обозначением в оной времени вступления в Общество и количества полученного от него взноса, а также для отметки ежегодных взносов. Почетным и пожизненным членам выдается о том свидетельство.

§10. При ношении хоругвей, каждому несущему святые иконы и хоругви члену Общества присвояется особый знак для ношения на груди и форменный кафтан, однообразного покроя из сукна темно-синего цвета с отложным темно-лилового бархата воротником, с бархатными, того же цвета, обшлагами. Воротник, обшлага, карманы, борт и подол кафтана кругом должны быть обшиты серебряным галуном с серебряной под ним бахромой, длиной в полтора вершка, по бокам талии над карманами должно быть пришито по одной серебряной кисти, и поверх кафтана по плечам должен быть пропущен серебряный шнур, имеющий в диаметре четверть вершка, спускающийся на груди и на спине на пол-аршина и оканчивающийся серебряной кистью.

§11. Форменные кафтаны изготовляются членами Общества, каждый для себя на наличные средства, но по накоплении средств у Общества могут быть изготовляемы, с распоряжения общего собрания членов, и на средства Общества. Хранятся все кафтаны в указанном старшиной месте при храме.

§12. Форменные кафтаны и особый нагрудный знак могут быть носимы хоругвеносцами только при исполнении принятой ими на себя обязанности, в дни крестных ходов хоругвеносцы могут присутствовать в них и в храме во время богослужения.

§13. Управление делами Общества вверяется правлению из 4-х лиц: старшины, его помощника, казначея и делопроизводителя, избираемых на 3 года закрытой баллотировкой. На случай выбытия кого-либо из них до срока выбираются 4 кандидата. Члены правления и кандидаты к ним представляются на утверждение Епархиального Преосвященного.

§14. Сроки выборов старшины и членов правления могут быть изменены в случае личного отказа служить в должности, или если выборные лица будут признаны Епархиальным Преосвященным несоответствующими своему назначению. Члены правления могут быть избираемы и на следующее трехлетие.

§15. На обязанности членов правления лежит: принятие заявлений от лиц, желающих поступить в Общество; принятие единовременных и годовых взносов; расходование средств по определению общего собрания; заблаговременное извещение членов, которые должны принять участие в несении священных предметов в крестном ходе; наблюдение за порядком во время шествия крестного хода, по расписанию местного благочинного; суждение о проступках членов Общества при исполнении принятых на себя обязанностей и возникающих при этом между ними недоразумениях и представление общему собранию, а за сим и Епархиальному Епископу, годового отчета о деятельности Общества. Правление решает дела большинством голосов, причем старшина имеет два голоса; свои постановления правление записывает в особую протокольную книгу. Примечание: Правлению Общества предоставляется право в потребных ему случаях, временно, лишать кого-либо из членов Общества права ношения хоругвей и икон или вовсе увольнять из Общества.

§16. Правление Общества должно иметь: а) приходо-расходную книгу с соответствующими графами как для наличных денег, так и для процентных бумаг; б) книгу для записей поступления, как случайных единовременных сумм, так и взносов годовых членских, с приложением в книге квитанций для выдачи таковых вносящим в Общество деньги; в) книгу протоколов заседаний правления Общества и г) книгу для алфавитного списка членов Общества. Все сии книги должны быть скреплены шнуром и печатью благочинного.

§17. Общие собрания созываются раз в год, а в случае надобности, по требованию причта церкви, при коей утверждено Общество хоругвеносцев, или членов правления, и во всякое время. Председательствует на общих собраниях старший священник церкви. Общее собрание считается состоявшимся при наличности 2/3 членов, проживающих в этой местности. Если в собрание явится меньшее число членов, то собрание считается несостоявшимся и назначается новое собрание, которое считается состоявшимся при наличности явившихся в собрание членов. Постановления общего собрания записываются в книгу протоколов (п. в §16).

§18. На годовом общем собрании рассматривается отчет о деятельности Обществаза истекший год и смета на предстоящий год и производятся избрания почетных членов и должностных лиц Общества.

§19. Суммы Общества должны храниться в отделении Государственного банка или в сберегательной кассе и должны быть вынимаемы оттуда не иначе, как по особым отношениям правления Общества, за подписью старшины и члена делопроизводителя.

§20. Для проверки сумм и имущества Общества ежегодно назначается общим собранием ревизионная комиссия из трех членов Общества.

§21. Общество имеет печать с надписью: «Печать Общества Хоругвеносцев при церкви Василия Исповедника, что в Новой Деревне, в память 300-летия царствования в России Дома Романовых».

§22. Общество считается прекратившим свое существование, если за закрытие его на годичном или экстренном собрании выскажутся 2/3 всего наличного числа действительных членов Общества. По закрытии Общества, принадлежащее ему имущество и капиталы поступают в собственность церкви, при коей это Общество учреждено.

Из Отчета Общества хоругвеносцев при церкви Святаго Василия Исповедника, что в Новой деревне, у Рогожской заставы, в гор. Москве за 1914-1915 гг.

Расписание крестных ходов.

Большие крестные ходы.

  1. В первое воскресенье после 16 июня вокруг всего прихода в память избавления приходской местности от урагана, бывшего в 1904 году.
  2. 8 сентября вокруг всего прихода в память избавления от губительной холеры.

Малые крестные ходы.

а) Вокруг храма.

1. 2 января с иконою преп. Серафима Саровского Чудотворца, освященною на Его Св. мощах.

2. В Страстную субботу с плащаницей и семь ходов в Пасхальную седьмицу с артосом.

3. 12 мая с иконою св. Ермогена в память открытия мощей этого святителя.

4. 19 июля с иконою преп. Серафима Саровского Чудотворца.

5. 26 октября в память освящения храма в 1896 году и основания Общества хоругвеносцев 20 октября 1913 года.

б) Для освящения работ на заводах и учреждениях, расположенных в приходе:

  1. 9 мая, в день Св. Николая Чудотворца, на завод Общества «Перенуд» и в главный магазин Московско-Курской железной дороги.
  2. В день Вознесения Господня на завод Московского Металлического Товарищества, тянульный цех.
  3. В день Святой Троицы тоже на этот завод, сталелитейный цех.
  4. 8 июля, в день явления иконы Божией Матери «Казанской», в мастерские Московско-Курской железной дороги.
  5. В первое воскресенье после 8 июля на завод Московского Металлического Товарищества, болтовой цех.
  6. 6 августа, в день Преображения Господня, тоже на этот завод, вальцовой цех.
  7. 1 октября, в день Покрова Пресвятыя Богородицы, тоже на этот завод, листопрокатный цех.
  8. 6 декабря, в день Святителя Николая Чудотворца, на завод Московского Металлического Товарищества, ремонтный цех.

Интересно, что крестные ходы на завод Гужона проводились в разные дни – в разные цеха. Объяснение этому можно найти в книге по истории завода «Серп и Молот», изданной в советское время. Оценка религии и церкви в этой книге соответствует официальной, т.е. она исключительно негативна; но информация – совершенно бесценная. «Халаты», о которых идет речь в книге – это кафтаны, подробно описанные в проекте Устава Общества.

Свет над заставой. М., 1959. Церковное пение, пожалуй, и олицетворяло искусство Проломной и Рогожской застав. Пели псалмы в Андроньевском и Старообрядческом монастырях и на заводе, в специально созданном церковном хоре. Руководил им один из мастеров, учил петь по слуху, так как большинство хористов было неграмотным. Мастеру приплачивали за «руководство» хором. Подобного рода «культрасходам» у Гужона велся точный учет. Хор пел главным образом на цеховых молебнах. У каждого цеха был свой святой – «покровитель». У прокатчиков – Николай-угодник, у сталеплавильщиков – святой Андрей, в листопрокатном – святой Федор и Пантелеймон и т.д. В цехах висели иконы. День своего святого в цехе праздновали. Работали в этот день только шесть часов. Приходил сам Гужон, пил с рабочими святую воду, крестился по-православному. Степенно стояли хоругвеносцы. Для такого случая им шили халаты, наподобие риз. Золотой крест на груди у священника отражал свет лампады.

Опись Хоругвей, находящихся в церкви Св. Василия Исповедника.

  1. Две хоругви, мерою в высоту 8 вершков, в ширину 6 вершков каждая. На одной из них изображены Богоявление и Святитель Николай Мирликийский, а на другой изображены Воскресение Христово и Богоматерь Казанская.
  2. Две хоругви, мерою в высоту 8 вершков и в ширину 6 вершков, вверху главки с крестами. На одной из них изображено Явление Бога Аврааму в виде трех странников и икона Божией матери «Знамение»; на другой хоругви изображены Крещение Господа Нашего Иисуса Христа и Святитель Николай.
  3. Две хоругви, мерою изображения в высоту 9 ½ вершков и в ширину 8 вершков каждая. На одной из них изображены Мученица Царица Александра и Казанская Божия Матерь, а на другой изображены Святитель Николай и Покров Пресвятыя Богородицы. Хоругви увенчаны короной и на древке главкой и крестом. Вес 3 пуда. Хоругви сооружены на средства служащих и мастерских Московско-Курской железной дороги в память Священного Коронования.
  4. Две хоругви (Саровския), мерою изображения 7 вершков высоты и 5 вершков ширины. На одной хоругви изображены Святый Московский князь Даниил и Преподобный Серафим Саровский, а на другой Святый князь Роман и Преподобный Серафим Саровский. Вес каждой хоругви 2 пуда. Цена двух хоругвей 450 рублей.
  5. Две хоругви (Гужоновские), мерою изображения 13 ½ вершков высоты и 12 ½ вершков ширины. На одной из них изображены Святитель Николай и около него малыми изображениями Спаситель и Божия Матерь; на другой хоругви изображения Всех Святых и Казанской Божией Матери. Вес хоругви 4 пуда 25 фунтов каждая и ценою по 600 руб. каждая. Сооружены они на средства рабочих и служащих завода Гужон.
  6. Две хоругви, мерою изображения 13 вершков высоты и 12 вершков ширины. На одной хоругви изображены Преподобный Сергий Радонежский и Святый Василий Исповедник; на другой хоругви изображения Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и Божией Матери «Нечаянная радость». Вес 5 пудов каждая. Цена 650 руб. Сооружены на средства крестьян деревни Новой Андроновки.
  7. Две хоругви, мерою изображения в диаметре 2 аршина 2 вершка. На одной из них изображены Святой Благоверный Великий князь Александр Невский и Святая Мария Магдалина и икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». На другой хоругви изображения Святаго Георгия Победоносца, Святыя Ольги, Святителя Николая Чудотворца, мученицы Царицы Александры, мученицы Татьяны, мученицы Марии и Успения Божией Матери. Вес каждой хоругви 4 пуда 20 фунтов. Цена 500 руб.
  8. Две хоругви, на одной из которых изображения четырех Московских Святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа и Нерукотворенный Образ Спасителя с двумя ангелами. На другой хоругви изображения Святаго Димитрия Селунского и Иоанна Лествичника и Боголюбская Божия Матерь. Вес каждой 5 ½ пудов. Цена 1000 руб.
  9. Две массивные, эмалированные, с коронами вверху, шапкой Мономаха в средине над иконой, изображающей святых покровителей Царствующего Дома, хоругви и массивный крест – медно вызолоченный, для преднесения в крестных ходах. Хоругви сооружены в память славного 3-хсотлетнего Царствования Дома Романовых.
  10. Две хоругви бархатные, шитые золотом, пожертвованы для паломнических крестных ходов Еленой Кирилловной Кургановой. Цена 75 руб.

Во время торжественных служб и крестных ходов члены Общества, облаченные в специально сшитые кафтаны, с серебряным галуном и серебряными кистями на груди и на спине, несли святые хоругви и иконы. Среди почетных членов Общества в 1915 году числятся: митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский); епископ Балахнинский, викарий Нижегородский Макарий (Гневушев); архимандрит Николо-Угрешского монастыря Макарий (Ятров); директор завода Юлий Петрович Гужон; помощник пристава Ново-Андроньевского участка Якубовский Юлиан Феликсович; мастер Московских мастерских Курской железной дороги Григорий Сидорович Зайцев.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх