В сборнике архивных документов «Православная Москва в 1917-1921 гг.» в 2004 году были опубликованы документы из следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова: 2 июня 1918 году отец Иоанн был арестован, через 3 месяца расстрелян. В книге, среди допросов и других официальных бумаг, опубликованы 2 прошения, сохранившиеся в Архиве ФСБ.

«Прошение прихожан церкви св. Василия Исповедника в Совет объединенных приходов, с ходатайством об освобождении протоиерея И.И. Восторгова и арестованных с ним» написано до 17 июня 1918 года. Совет объединенных приходов был создан в январе 1918 года для объединения верующих и оживления приходской жизни. Прихожане храма Василия Исповедника просили Совет обратиться к гражданской власти: «Заявляем, что ни к какому революционному действию против Советской власти эти духовные пастыри нас не призывали и в своих проповедях взывали к чувству религиозному, стремясь разъяснить нам все значение истинной христианской веры. Ныне, когда объявлена декретом свобода совести и предоставлено каждому верить, как он хочет, мы желаем слышать слово Божие в духе православной веры в наших приходских храмах г. Москвы и от наших прямых наставников, арест которых считаем насилием над нашей совестью». Под прошением подписи священников Адриана Ключарева и Павла Архангельского, а также 1157 подписей прихожан – на 15 листах.

Возможно, Совет отказался поддержать прошение, или оно не возымело действия, но 17 июня было отправлено второе, на этот раз в ВЧК – Всероссийскую чрезвычайную комиссию, карательный орган Советской власти. Прошение составлено от имени прихожан храма св. Василия Исповедника, прихожан Покровского собора (Василия Блаженного), в котором служил отец Иоанн Восторгов, а также рабочих нескольких предприятий: «ст. Москва М.К.В. жел. дор.» (видимо, Московско-Курско-Воронежская дорога); акционерного общества «Жиро» (сейчас шелковый комбинат «Красная роза»); красильной фабрики акционерного общества Закалинских; Московских городских боен (сейчас мясокомбинат им. Микояна); фабрики Бахрушина на Кожевнической ул.

Дошедшие до нас документы говорят о том, что прихожане храма св. Василия Исповедника хорошо знали протоиерея Иоанна Восторгова.

В 1909 году в Москве по инициативе отца Иоанна Восторгова было создано Братство Воскресения Христова, ставившее своей целью «воскрешать и возвращать к духовной жизни души, погибающие в неверии и неведении Бога». Направления деятельности Братства: 1. «Братство занято обращением отпадших от Церкви в сектантство, в различные лжеучения, и для того устраивает общенародное обучение, собирает кружки ревнителей, проповедников, открывает курсы для народа, содержит миссионеров, помогает им и материально и духовно». 2. «Братство борется с народным пьянством, сквернословием и другими пороками и грехами, захватившими наш народ, устрояет общества трезвости, распространяет направленные против указанных пороков проповеди, книжки, листки, воззвания». 3. «Братство заботится о том, чтобы поддерживать и открывать приходы, строить церкви среди православных, заброшенных на окраинах, среди иноверия и инославия». С 1909 года по всей России открывались пастырско-миссионерские курсы.

Район Рогожской заставы требовал от миссионеров особого внимания, т.к. являлся одним из центров старообрядчества. В 1911 году миссионерские курсы были открыты при храме Василия Исповедника. В ежегодных Отчетах Братства Воскресения Христова отмечается, что «аудитория в Новой Деревне является одной из самых благоустроенных, благодаря неустанным попечениям о ней настоятеля храма Василия Исповедника, о. Адриана Ключарева». В 1912 году священнику А. Ключареву передано архипастырское благословение Его Высокопреосвященства, Митрополита Московского и Коломенского, за труды по устроению и ведению курсов. Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов и епархиальный миссионер священник Иоанн Михайлович Васильев не только руководили курсами, но и сами преподавали в Новой Деревне.

Адриан Яковлевич Ключарев входил в правление Братства во имя Воскресения Христова: председателем Братства был епископ Можайский Василий, товарищами (заместителями) – Анастасий, епископ Серпуховской, и протоиерей Иоанн Восторгов; членом Ревизионной комиссии (одним из трех) был священник Адриан Ключарев, делопроизводителем – священник Иоанн Васильев. 18 марта 1912 году отец Адриан выступил с речью на торжественном собрании Братства Воскресения Христова в Епархиальном доме. О сектантах отец Адриан сказал: «Темнота самый лучший союзник их темных дел. Вот почему свое благосклонное внимание они изволят обращать на такие окраинные приходы, как вверенный моему пастырскому водительству… Пусть сам народ дает отпор им! Если у сектантов столько пропагандистов, сколько их самих, то и мы, православные, не должны забывать, что в единении сила и что только объединившись в деле миссионерства с народом, который пользуется доверием в своей среде, мы можем спокойно встретить врагов Православия – сектантов… В заключение своей речи я позволю себе, как некогда благодарный самарянин, принести к Вашим стопам, Высокопреосвященнейший владыко, свою благодарность за миссионерские курсы в нашем приходе, которые исцелили и будем надеяться в будущем многих исцелят от недугов сектантства. А Вам, труженики на благо народа, досточтимый отец протоиерей Иоанн Иоаннович и достоуважаемый Иоанн Михайлович, которые с такою любовью вели эти курсы, большое русское спасибо от лица этого народа и просьба не забывать его в своих молитвах. Пусть же это взаимное общение в молитвах будет залогом успеха нашего общего святого миссионерского дела!».

В 1912 году Московские Церковные ведомости поместили заметку «Торжество в храме Василия Исповедника», в которой шла речь о вложении в икону святителя Иоасафа Белгородского частицы его ризы: «Торжественное богослужение совершал о. протоиерей Восторгов соборне с местными священниками о. А. Ключаревым и о. К. Воскресенским… Во время богослужения храм был переполнен молящимися, среди которых находилось много сектантов, в особенности баптистов. Поэтому о. И.И. Восторгов произнес, применительно к торжеству, миссионерскую проповедь, за которую многие молящиеся благодарили по окончании богослужения о. Восторгова и сравнивали день торжества с первым днем Пасхи».

Объединяли отца Адриана и отца Иоанна и другие совместные дела. При храме Василия Исповедника действовало районное отделение Общества борьбы с народным пьянством – таким Обществам оказывало содействие Братство Воскресения Христова. В 1916 году Московские Церковные ведомости сообщали: «Председательница Совета Общества содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, княгиня София Александровна Голицына вошла к Его Высокопреосвященству с представлением списка тех членов клира города Москвы, которые в течение пяти, шести и даже семи лет беспрерывно и бесплатно работают в Обществе, состоящем под почетным председательством Его Высокопреосвященства, с усердием предлагая чтения со световыми картинами для многих тысяч детей в разных местах города Москвы и с испрашиванием нижеследующим лицам-труженикам архипастырской благодарности». В списке есть настоятель Покровского собора протоиерей Иоанн Восторгов, настоятель храма Василия Исповедника Адриан Ключарев и диакон того же храма Феодор Цветков.

Таким образом, прихожане и священнослужители храма в Новой Деревне, подписываясь под прошениями в 1918 году, пытались спасти очень близких, хорошо знакомых им людей. Они верили, что Советская власть, объявившая о свободе совести, искренне желает предоставить каждому человеку право верить так, как хочется. Многие рабочие были неграмотными, за них расписывались другие. Для чекистов это стало поводом для отказа в удовлетворении прошения. На документе стоит резолюция: «Ходатайство отклоняю вследствие того, что 3931 подписи написаны несколькими руками, поэтому считаются подложными. Это дает основание авторов подписей привлечь к уголовной ответственности. Прошу это объявить просителям. Следователь Д. Косарев. 17/VI-18 г.».

В 2000 году протоиерей Иоанн Восторгов, миссионер Николай Варжанский, епископ Ефрем (Кузнецов) прославлены в сонме святых новомучеников и исповедников Российских.

Источники:

  1. Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов. М., 2004.
  2. Московские Церковные ведомости. 1911. №13; 1912. №1, №16; 1912. №31. Официальный отдел; 1913. №32. Официальный отдел; 1914. №16. Официальный отдел; 1916. №12. Официальный отдел.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх