Построение храма

Население Новой деревни нуждалось в своем храме давно, и эта нужда осознавалась священноначалием. Первый архивный документ, затрагивающий этот вопрос, относится к 1885г.

ЦГА Москвы. Фонд 203. Опись 456. Дело 11. «По архиву Московской Духовной Консистории, по 2 столу 1 экспедиции. Дело № 645. О дозволении построить новый храм в Новой деревне, за Рогожской заставой, прихода села Карачарова, Московского уезда. 13 июня 1885 г. – 27 января 1886 г. Консистории рассмотреть без замедления.

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Московскому и Коломенскому и Свято-Троицкие Лавры Священно-архимандриту Иоанникию и разных орденов кавалеру Потомственного Почетного Гражданина Тимофея Терентьевича Волкова, жительствующего Рогожской части 2 участка в собственном доме по Андрониевской площади.

Прошение. При отъезде Вашем в Санкт-Петербург Вы, Ваше Высокопреосвященство, благословили меня подать прошение о разрешении мне устроить на собственные средства Храм Божий в местности Новой деревне, что за Рогожской заставой. Пользуясь сим благословением, я, желая оставить по себе доброе вечное воспоминание, и обращаюсь с нижеследующим ходатайством: дать мне благословение устроить в вышепомянутой местности, на собственные средства, с помощью Божиею и добрых людей Храм Божий и помещения для церковнослужителей. Необходимость в построении в той местности храма Божия несомненно, ибо народонаселение там в настоящее время, вследствие устройства трех железнодорожных станций возросло, по крайней мере, до 10.000 человек, оставаясь в то же время прихожанами прихода в селе Карачарове Московской губернии, отстоящем от Новой деревни очень далеко; причем, самый путь сообщения между Новою деревнею и означенным селом весьма плох, так что очень многие желающие посещать Храм Божий лишены этого за невозможностью, как вследствие отдаленности, так и сообщения.

Апреля 23 дня 1885 г. Потомственный Почетный Гражданин Тимофей Терентьев Волков».

Из Консистории благочинному было направлено предписание: поручено выяснить, на какой земле предполагается построить храм, на какие средства, в честь какого святого освятить. В деле нет продолжения: возможно, у Тимофея Волкова не хватило средств.

Население Новой Деревни росло. Причт Карачаровской церкви явно не справлялся с такой огромной нагрузкой, да и посещение храма местными жителями стало представлять серьезную проблему после прокладки железнодорожных путей.

В 1892 г. в Москву прибыл новый митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский). Во время встречи с представителями города владыка высказал пожелание, чтобы была удовлетворена религиозная нужда жителей у Рогожской заставы. При содействии отца Симеона Уварова, священника церкви Троицы в Кожевниках, была организована встреча митрополита с Василием Алексеевичем Бахрушиным – московским купцом, потомственным почетным гражданином, совладельцем компании «Алексея Бахрушина сыновья». Василий Бахрушин мечтал построить на свои средства храм с тремя престолами, посвященными небесным покровителям братьев Бахрушиных. Именно митрополит Сергий и Василий Бахрушин сыграли решающую роль в том, что храм в Новой Деревне был построен.

Понимая, что в таком густонаселенном районе необходим большой храм, митрополит Сергий предложил соединить средства Бахрушиных с народными деньгами, собранными на храм в память об отмене крепостного права в 1861 г. Но Святейший Синод счел невозможным возведение такого храма на окраине Москвы. Бахрушину пришлось обойтись только своими средствами. Местные жители отозвались на предложение помочь, но среди них преобладали рабочие заводов и железнодорожных мастерских, и удалось собрать немного, менее 10 тысяч рублей. На эти деньги был куплен земельный участок вдовы Хромовой.

Бахрушин обратился к архитектору Алексею Протогеновичу Попову с просьбой подготовить план и смету для будущей церкви. План Попова потребовал покупки еще одного участка земли, в связи со значительными размерами будущего храма. Земля была куплена у соседа Хромовой – Белякова на средства самого Бахрушина. Участок, занимаемый храмом, более 0,6 гектара, теперь выходил одной стороной на Носовиху (сейчас – Международная улица), другой – на Коломенку (Рабочая улица).

ЦАНТДМ. Фонд 1. Опись 11. Ед.хр. 1221. Дело 13. Доклад №67 Московской Городской Управы. 21 марта 1894 г. «От Московского купца Василия Лавровича Юдина, Калужского мещанина Петра Осиповича Калашникова и крестьянина Федора Андреевича Чиндорина поступило в Городскую Управу 31-го января сего года заявление следующего содержания: Покупаем мы владение Хромовой, Рогожской части 2 участка, под № 1260, для построения на этом участке храма и для этой цели совершили 11 сего января у нотариуса Маджугинского запродажную запись. Так как по означенному владению Хромовой между улицами Носовихой и Коломенской проектирован на плане, представленном на Высочайшее утверждение, проезд под названием 1-й Коломенский переулок, между тем владение это в полном составе, вместе с проектированным переулком, нам необходимо для построения храма, то имеем честь покорнейше просить Городскую Управу проектированный переулок отменить и разрешить Хромовой продать нам владение под № 1260 в полном составе, т.е. в размере 726 кв. саж., согласно свидетельства Городской Управы, выданного Хромовой от 22 мая 1892 г. за № 5964».

Прошение было удовлетворено: «Принимая во внимание, что возведение храма в этой местности составляет насущную и давно ощутимую потребность, ибо вблизи не имеется приходских церквей и обыватели этой местности приписаны не к городскому приходу, а к селу Карачарову, что представляет большие неудобства, Городская Управа полагает, что ходатайство просителей относительно отмены 1-го Коломенского переулка подлежит удовлетворению». Переулок был отменен, нумерация переулков изменена (2-й стал называться 1-м, 3-й – 2-м и т. д.).

По совету владыки, Василий Алексеевич внес в Московский Торговый Банк, на счет строящегося храма, 60 тысяч рублей. В 1895 г. Московские Церковные ведомости писали: «Государь Император, по всеподданнейшему докладу обер-прокурора святейшего Синода, согласно определению святейшего Синода от 26 октября/9 ноября 1894 г., в 22 день минувшего ноября, Высочайше соизволил на разрешение построить, на жертвуемые потомственным почетным гражданином Василием Бахрушиным 60,000 руб., церковь в местности «Новая деревня», Московского уезда, 2 участка Рогожской части г. Москвы».

В апреле 1895 г. на церковном участке приходским священником села Карачарова был отслужен молебен, начались работы по укладке фундамента. Василий Алексеевич возглавил строительство: лично занимался закупкой материалов, обсуждал с архитектором и подрядчиком все детали, заботился об обеспечении храма утварью. 10 июня 1895 г. митрополит Сергий, в сослужении восьми священников, собственноручно заложил все три престола: средний – во имя преподобного Василия Исповедника, правый – во имя святых апостолов Петра и Павла, левый – во имя святого мученика Александра.

Огромное церковное здание, с 48-метровой колокольней, поднялось над невысокой деревянной застройкой Новой Деревни всего за два с половиной года. Использовался красный кирпич завода Герасимова в Мытищах, в сочетании с белым известняком (в цокольной части здания). В проекте было несколько технических решений, учитывавших требования времени: проведено электрическое освещение, под храмом устроен подвал с системой духового отопления. Главки над колокольней и основным объемом храма были вызолочены, на заводе Самгина отлиты колокола: в 1918 г. на колокольне было 11 колоколов, самый крупный – весом в 11 тонн.

Василий Бахрушин обратился к митрополиту Сергию с просьбой, чтобы владыка сам освятил построенный храм. 25 октября 1897 г. состоялось всенощное бдение, 26 октября – первая Божественная литургия и торжественное освящение главного престола. Во время крестного хода владыка сам нес антиминс при громадном стечении народа. В храме присутствовали родственники и знакомые храмоздателя – Василия Бахрушина, представители гражданской власти во главе с губернатором А.Г. Булыгиным, представители города, гласные Московской городской думы.

2 ноября 1897 г. освящение левого придела и литургию совершал старший викарий Московской митрополии преосвященный Нестор (Метаниев), епископ Дмитровский. 9 ноября состоялось освящение правого придела; литургию и всенощную накануне служил управляющий Спасо-Андрониевым монастырем епископ Нафанаил (Соборов).

Санкт-Петербургские Церковные ведомости писали: «26-го минувшего октября совершено освящение нового храма в Новой Деревне, близ Москвы, за Рогожскою заставою. Потребность в храме в этой местности, давно ощущавшаяся, ныне удовлетворена, благодаря усердию известного московского благотворителя Василия Алексеевича Бахрушина, соорудившего обширный храм на свои средства. Храм, в русском стиле 17 века, рассчитан более чем на 2.000 человек, и по своему устройству и редкому благолепию производит превосходное впечатление. Освящение главного престола храма во имя святаго Василия Исповедника и божественную литургию совершал Высокопреосвященный Сергий, митрополит Московский, соборне, при участии Чудовского хора певчих. При освящении храма присутствовали Московские губернатор и городской голова, многие представители Московского именитого купечества и множество молящихся».

Высокопреосвященный Сергий умер через три месяца после освящения храма в Новой Деревне, для которого владыка сделал так много. Василий Бахрушин вспоминал: «Не могу не помянуть здесь добрым словом искренней благодарности покойного митрополита Московского Сергия. За два года работ по постройке церкви мне неоднократно случалось обращаться к нему за разрешением различных возникавших у меня вопросов и недоумений. Долг совести требует засвидетельствовать, что я всегда получал от владыки очень практичные советы, весьма полезные наставления и вообще пользовался его расположением: все разрешения на просьбы и представления мои давались им и духовной консисторией без замедления, с полной готовностью споспешествовать чем можно производившемуся мною созиданию храма».

В 1899 г. Василий Алексеевич Бахрушин был награжден орденом святой Анны 3-й степени за постройку храма в Новой Деревне на свои средства. В его воспоминаниях указана потраченная сумма – 60 тысяч рублей; она же фигурирует в современных исследованиях. Из воспоминаний Василия Бахрушина также известно, что на средства его старшего брата Александра (около 20 тысяч рублей) была произведена отделка левого придела храма, во имя святого мученика Александра, а наследники покойного Петра Алексеевича Бахрушина принимали участие в расходах по отделке правого придела, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Василий Бахрушин писал: «Остальные затраты Бог помог пополнить мне из личных собственных средств». О какой сумме идет речь, становится ясно из архивного документа.

ЦГА Москвы. Фонд 203. Опись 744. Дело 419. Протокол Московской Духовной Консистории: «О награждении орденом Святой Анны 3 степени по статуту. 1899-го года сентября 15 дня. По указу Его Императорского Величества. Потомственный почетный гражданин Василий Алексеевич Бахрушин на собственные средства устроил в Москве, в местности Новой деревне, громадный каменный храм, который благолепно украсил, израсходовав на построение его до 200 000 рублей. В построении сего храма имелась крайняя нужда, так как жители сей местности не могли посещать другие храмы в виду их отдаленности и даже невозможности в воскресные и праздничные дни поместиться в оных. Приказали: Принимая во внимание, что потомственный почетный гражданин Василий Бахрушин приобрел право на получение ордена Св. Анны 3 степени по статуту, Консистория полагала бы: от лица Его Высокопреосвященства ходатайствовать пред Святейшим Синодом о награждении…».

Храм – это не только здание и причт, это еще и прихожане. Первый архивный документ, который относится к процессу формирования прихода храма прп. Василия Исповедника, датируется августом 1896 г.

ЦГА Москвы. Фонд 203. Опись 467. Дело 24. «Святейшему Правительствующего Синода Члену, Высокопреосвященнейшему Сергию, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту и разных орденов Кавалеру исправлявшего должность благочинного, Московского уезда Успенской села Косина церкви священника Сергия Лебедева покорнейшее донесение. Вследствие приказания Вашего Высокопреосвященства предписанием от 7-го июня сего года за № 352-м, честь имею благопочтительнейше представить Вашему Высокопреосвященству список домохозяев с их семействами, имеющих войти в состав вновь образующегося прихода из деревень «Новая Андроновка» и «Новая Деревня», при сем долгом поставляю изъяснить, что в состав «Новой Деревни» входят улицы: «Коломенка», «Носовиха», «Ямская слобода» и «Лесной ряд» с 15-ю прилегающими к ним переулками и тупиками, причисленные ко 2-му участку Рогожской части города Москвы».

В деле нашел отражение процесс постепенного включения пригородов Москвы в ее границы. В названии дела фигурирует «Новая Деревня, Московского уезда, 2-го участка Рогожской части Москвы». Связано это с тем, что административные границы Москвы не всегда совпадали с границами полицейских участков. В первом донесении речь идет о Рогожской части Москвы, но пишет благочинный Московского уезда, священник Успенской церкви села Косино Сергий Лебедев. Новая Деревня находилась в его «юрисдикции», поскольку была приписана к церкви Троицы в Карачарове. Второе донесение, сообщающее о собрании будущих прихожан 10 ноября 1896 г., подписано уже благочинным Ивановского сорока, протоиереем Николаевской на Ямах церкви Иоанном Смирновым. Таким образом, Консисторией принято решение о том, что строящийся храм входит в число городских, а не уездных храмов. Собрание состоялось в храме св. Николая на Ямах. На собрании обсуждался вопрос о постройке дома для священнослужителей нового храма и о сборе средств на эту постройку.

Под протоколом, наряду с подписями обычных прихожан, есть штамп Общества Механического и Чугунно-Литейного завода «Перенуд» (современный «Красный путь»). В деле есть «Список домохозяев с их семействами, имеющих войти в состав вновь образующегося прихода из жителей деревень Новая Деревня и Новая Андроновка». В списке 434 домохозяйства. Число людей – 794 мужского пола и 833 женского пола. Из более поздних документов известно, что прихожанами храма прп. Василия Исповедника стали также рабочие завода Гужона (в советское время – «Серп и Молот»), железнодорожных мастерских и двух железных дорог – Нижегородской и Курской. Чаще всего рабочие снимали комнаты и углы на частных квартирах; небольшая часть квалифицированных рабочих проживала на заводах. Под протоколом есть подписи крестьян, мещан; есть «отставной унтер-офицер»; многие подписи без ссылки на социальный статус.

Реальное количество жителей Новой Деревни и прихожан храма Василия Исповедника в 1897 г. установить трудно. По свидетельству Василия Алексеевича Бахрушина, «прихожан приписалось к церкви до 15 000 человек».

ЦГА Москвы. Фонд 203. Опись 744. Дело 461. Из дела 1910 г. об открытии при храме прп. Василия Исповедника третьей священнической вакансии: «Народонаселение Васильевского прихода, по собранным им полицейским справкам, равняется 23000 человек, из этого числа в пределах вышеозначенного прихода имеется исключительно православного населения… 15000 человек». Фонд 2303. Опись 1. Дело 69. По Клировой ведомости храма преподобного Василия Исповедника за 1922 год в состав прихода входили: домохозяйств – 426, проживающих душ – 2947 мужского пола, 5231 – женского; в сумме получается более 8 тысяч, с учетом прошедших лет революции и гражданской войны. В любом случае, приход был огромным.

ЦГА Москвы. Фонд 203. Опись 467. Дело 24. Еще раз вернемся к делу о создании прихода в Новой Деревне. В донесении, отправленном в Консисторию благочинным Ивановского сорока, есть забавные места – независимо от того, какую задачу ставили себе люди, писавшие эти строки. Первая цитата объясняет несовпадение количества подписей под протоколом общему количеству участников собрания: «Под протоколом находится пятьдесят одна подпись более влиятельных и видных участников собрания 10-го ноября. Такое количество подписей не соответствует числу всех участников сего собрания, состоявшего из 120 лиц. Это произошло во 1-х потому, что в числе сих участников было до сорока женщин, которые не подписались или по неграмотности, или же потому, что они, как женщины, не считали себя вправе подписываться под протоколом; – во 2-х потому, что много было неграмотных и из мужчин, которые не могли подписаться, и – в 3-х наконец потому, что около 30 или 40 человек, подписавшись на листе для сбора пожертвований на устройство причтовых помещений, ограничились одною этою подписью своего пожертвования, сочли ее вполне достаточною и равносильною подписи под протоколом; посему, не дождавшись окончания протокола, они оставили собрание и удалились из оного, полагая, что их присутствие в оном больше не требуется. Согласие же всех их с содержанием протокола не подлежит никакому сомнению».

Вторая цитата относится к сбору средств: сначала удалось собрать 1610, позже 2334 р., но далее сбор замедлился. Объяснение: «В дополнение к сему помянутые уполномоченные мне сообщили, что настоящее время они не находят удобным для произведения усиленного сбора пожертвований на постройку причтовых помещений, вследствие чего они теперь не настойчиво занимаются этим делом; но что они надеются на гораздо больший успех по произведению подписки и сбора пожертвований на причтовые дома в то время, когда они приступят к самой постройке оных. Особенно же они надеются на то, что по приступе к работам к ним в значительных количествах будут поступать пожертвования строительными материалами от торговцев оными из будущих прихожан новопостроенной церкви».

Как говорится, без комментариев. Приход начал жить…

Источники:

  • Бахрушин В.А. Описание построения храма св. Василия Исповедника в Москве, за Рогожской заставой, в Новой Деревне. М., 1901.
  • Московские Церковные ведомости. 1895-1897 гг.
  • Церковные ведомости. 1897 г.
  • ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 419, 461; Ф. 203. Оп. 539. Д. 24; Ф. 203. Оп. 456. Д. 11; Ф. 203. Оп. 467. Д. 24; Ф. 2303. Оп. 1. Д. 69; Ф. Р-2359. Оп. 1. Д. 3.
  • ЦАНТДМ. Фонд 1. Опись 11. Ед.хр. 1221.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх