Из истории храма преподобного Василия Исповедника в Москве.

Священномученик Владимир (Богоявленский) был назначен митрополитом Московским и Коломенским 21 февраля 1898 г. и прибыл в Москву в марте того же года. Храм св. Василия Исповедника был освящен четырьмя месяцами ранее. Видимо, знакомство владыки с храмом Василия Исповедника произошло 26 октября 1898 г., в годовщину со дня его освящения, когда Божественную литургию совершал Высокопреосвященнейший Владимир, в сослужении четырех священников. Митрополит благословил Приходское попечительство, только что созданное при храме, и внес в его кассу 150 рублей на нужды школы. Имя владыки было по решению членов Попечительства внесено в список жертвователей навечно.

16 мая 1899 г. Его Высокопреосвященство в Вознесенском монастыре Московского Кремля совершил молебен и освящение иконы преподобной Евфросинии Московской для храма прп. Василия Исповедника. Сослужил владыке священник храма прп. Василия Исповедника Сергий Михайлович Орлов. 17 мая икона была торжественно, в карете, перевезена в Новую Деревню.

Свидетельств о том, служил ли еще митрополит Московский и Коломенский Владимир в Новой Деревне, не сохранилось. Но именно он определил, в значительной мере, состав причта храма Василия Исповедника. В 1897 г. храм был одноклирным: один священник (Сергий Михайлович Орлов), один диакон (Феодор Никанорович Цветков), один псаломщик (Сергий Павлович Троицкий). А приход храма доходил до нескольких тысяч человек, нагрузка на священнослужителей была слишком велика. 11 сентября 1898 г. по представлению Митрополита Московского Святейший Синод открыл в храме вакансию второго священника (назначен Михаил Михайлович Воронцов) и второго псаломщика (Алексей Кузьмич Беляев), 10 декабря 1910 г. – третью священническую вакансию (Адриан Яковлевич Ключарев). В 1907 г., после смерти настоятеля храма протоиерея Михаила Воронцова, на открывшуюся вакансию назначен Павел Дмитриевич Лужниковский. 23 декабря 1911 г. настоятелем многоклирной (с тремя священниками) церкви св. Василия Исповедника назначен Адриан Яковлевич Ключарев.

Преосвященнейшим Владимиром неоднократно награждались священнослужители храма св. Василия Исповедника за усердие в пастырском деле: священник Орлов в 1901 г. награжден набедренником, в 1903 г. – фиолетовой скуфьей; настоятель Воронцов в 1903 г. награжден саном протоиерея; священник Ключарев в 1911 г. награжден наперсным крестом; в 1906 г. преподано архипастырское благословение за церковно-школьную деятельность диаконам Троицкому и Цветкову. В 1905 г. купец Василий Лаврович Юдин, бессменный ктитор (церковный староста и жертвователь) храма у Рогожской заставы, пожалован золотой медалью с надписью «За усердие», для ношения на шее на Аннинской ленте.

В 1900 г. награжден Орденом св. Анны 3-й степени Василий Алексеевич Бахрушин, на средства которого был построен храм в Новой Деревне; в 1905 г. он же за заслуги по духовному ведомству пожалован Орденом св. Анны 2-й степени. Официально награждение производилось указом Государя Императора, по докладу Кавалерской Думы Ордена св. Анны, но на решение о награждении оказывало влияние мнение Митрополита Московского и Коломенского.

Владыка был хорошо знаком с Василием Бахрушиным. Это неудивительно, если учесть количество построенных Бахрушиными благотворительных заведений, при каждом из которых создавался домовый храм. Кроме того, Василий Алексеевич и его братья неоднократно избирались гласными Московской Городской Думы, с которой московские архиереи сотрудничали по делам духовным и социальным. В 1903 г. Московские Церковные ведомости сообщали, что Высокопреосвященнейший митрополит Московский и Коломенский совершил освящение храма в честь св. Николая Чудотворца при Доме бесплатных квартир имени братьев Бахрушиных на Софийской набережной; храмоздателей Василия и Александра Бахрушиных владыка благословил «иконой св. Николая Чудотворца в серебряной вызолоченной ризе». В том же издании за 1911 г. говорится о посещении Его Высокопреосвященством больницы имени Бахрушиных и его встрече с председателем Совета больницы Василием Бахрушиным.

Отдельно хочется рассказать об отношениях, которые сложились между Митрополитом Владимиром и священником Ключаревым. Можно утверждать, что владыка не только был знаком с ним, но и относился к нему как к человеку надежному и близкому духовно. Вспомним факты из биографии священномученика Владимира. Василий Никифорович Богоявленский (мирское имя будущего владыки) в течение 8 лет, до рукоположения в священники, преподавал Священное писание, географию, немецкий язык в Тамбовской духовной семинарии, епархиальном женском училище и гимназии. Став священником в городе Козлове, он получил известность как талантливый проповедник, во время богослужений и при внебогослужебных собеседованиях с народом. За время служения Митрополита Владимира как экзарха Грузии им открыто более трех сотен церковно-приходских школ и миссионерское духовно-просветительное братство. В период его пребывания на Московской кафедре при его поддержке созданы: Братство во имя Воскресения Христова (миссионерская, антисектантская деятельность); Братство святителя Алексия (призрение и воспитание бесприютных и нравственно-покинутых детей); Московское епархиальное общество борьбы с народным пьянством. Все это позволяет понять, как много точек соприкосновения было у владыки с будущим настоятелем храма Василия Исповедника.

Во-первых, преподавательская деятельность. Адриан Ключарев после окончания семинарии 3 года учительствовал в земском училище, затем был назначен священником к церкви села Клокова Подольского уезда и в течение 20 лет преподавал в местной церковно-приходской школе. За особые труды и усердие в 1899 г. Адриан Яковлевич Ключарев награжден фиолетовой скуфьей, а в 1902 г. отмечен от Священного Синода наградной «Библией».

Во-вторых, Московское Епархиальное братство святителя Алексия создавало приюты и школы и размещало детей, содержание которых оплачивалось до 15-летнего возраста, по крестьянским семьям. Братство вело наблюдение за теми местами в Москве, где жили и трудились «нравственно покинутые дети»: это увеселительные заведения, частные мастерские, ночлежки. Священник Адриан Ключарев еще в Клокове начал борьбу за помещение в крестьянские семьи детей-сирот. 29 октября 1906 г. отец Адриан выступил с речью в Епархиальном доме в Москве на празднике в честь годовщины Братства святителя Алексия: он рассказывал об опыте борьбы с сиротством в Подольском уезде. Возможно, тогда состоялось знакомство Преосвященнейшего Владимира и священника из Подольского уезда.

Уже через месяц, 21 ноября 1906 г., священник Адриан Ключарев по решению Владыки перемещен на вакансию при храме села Архангельское-Никольское, ближе к Москве, а в 1911 г. – в столичный храм св. Василия Исповедника. И в Москве не оставлял батюшка одного из главных своих дел – устройства детей-сирот в семьи. Он выступал на собраниях Братства святителя Алексия, помещал многочисленные статьи в «Московских Церковных ведомостях», используя свой талант проповедника для пропаганды доброго дела. А когда летом уезжал из Москвы и служил на селе, он вывозил с собой малышей с Хитрова рынка (одного из самых злачных мест города), чтобы приучать их к сельскому труду.

Третья точка пересечения – миссионерская деятельность; четвертая – борьба с народным пьянством. Адриан Ключарев был членом правления Братства Воскресения Христова (входил в Ревизионную комиссию) и Епархиального общества борьбы с народным пьянством; при храме в Новой Деревне им были открыты районное отделение Общества трезвости и народно-миссионерские курсы. Адриану Ключареву и другим священникам храма св. Василия Исповедника, как ранее иерею Василию Богоявленскому, выпала миссия проповедовать Слово Божие не только во время службы, но и вне ее. Священники Ключарев, Орлов, Воронцов, Лужниковский неоднократно приглашались для чтения проповедей в Чудов монастырь и в Успенский собор Кремля, а храм в Новой Деревне был одним из центров внебогослужебных собеседований с населением по городу Москве.

Более 14 лет Преосвященнейший Владимир возглавлял московскую кафедру, являясь для храмов Москвы и священноначалием, и высочайшим духовным авторитетом. Памятниками ему в Москве остались церкви и школы, миссионерские курсы, Общества и Братства. Многое изменил владыка в Москве. Например, ввел обычай встречать Новый год в храмах. Вне сомнения, причт храма св. Василия Исповедника неукоснительно выполнял наставления архипастыря.

В 1914 г., когда митрополита Владимира уже перевели из Москвы, в печати вышла брошюра «О призрении и воспитании бесприютных и нравственно-покинутых детей Московского Хитрова рынка». Подпись в книге от автора – Адриана Ключарева: «Посвящается Учредителю и Покровителю Московского Епархиального Братства Святителя Алексия, Первоприсутствующему Члену Святейшего Синода, Высокопреосвященнейшему Владимиру, Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому». Эти слова – дань благодарности и уважения Владыке от всех священнослужителей храма св. Василия Исповедника.

Источники:

1. Отчет приходского попечительства при Московской Василие-Исповеднической, что в Новой Деревне, церкви, за 1899-1900 г., второй год его существования. М., 1901.

2. О призрении и воспитании бесприютных и нравственно-покинутых детей Московского Хитрова рынка. Сергиев Посад, 1914.

3. Козырев А., протоиерей. Летопись Николо-Архангельской церкви. М., 2008.

4. Московские Церковные ведомости. 1898. №45; 1899. №20. Оф. отдел; 1899. №21; 1900. №14. Оф. отдел; 1900. №35; 1901. №18. Оф. отдел; 1902. №21. Оф. отдел; 1902. №23; 1903. №18. Оф. отдел; 1903. №37; 1905. №1; 1905. №6, №13. Оф. отдел; 1906. №5, №48. Оф. отдел; 1906. №45, №51-52; 1907. №12; 1907. №26. Оф. отдел; 1911. №1, №6. Оф. отдел; 1912. №4, №31. Оф. отдел; 1913. №34. Оф. отдел.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх