1903 г. Московские церковные ведомости. «Торжество в храме св. Василия Исповедника, что в Новой Деревне»: «27 июля… по Московско-Нижегородской железной дороге на станцию «Москва-Рогожская» прибыла из Сарова св. икона преп. старца Серафима, Саровского чудотворца, предназначенная для Московского Василие-Исповеднического, в Новой Деревне, храма, и была помещена на самое незначительное время в одной из комнат станции. Здесь, в присутствии железнодорожных служащих, был отслужен священнослужителями упомянутого храма молебен новоявленному угоднику Божию. После сего икона преп. Серафима, установленная на нарочито приготовленные носилки, при многочисленном собрании богомольцев, торжественно была перенесена к приходскому храму, где во святых вратах была встречена, с разрешения Его Высокопреосвященства, крестным ходом, направившимся затем вокруг храма. Во главе процессии следовали местные о. протоиерей Михаил Воронцов и священник о. Сергий Орлов. В этом крестном ходу, между прочим, находились хоругви, вновь сооруженные усердствующими прихожанами в память открытия святых мощей преп. Серафима. По окончании крестного хода… началось служение божественной литургии, которую совершал о. протоиерей Михаил Воронцов. Вслед за литургией было соборне отслужено торжественное молебствие преп. отцу Серафиму… Икона преподобного сооружена местным прихожанином, московским купцом А.Е. Кашириным, при участии других прихожан. Размер иконы 2 аршина высоты и 1 1/4 аршин ширины, написана на кипарисе в греческом стиле и украшена дорогою серебряно-вызолоченною с эмалью ризою. Для освящения была 12 июля отправлена в Саров, где 20 того же месяца, по окроплении св. водой, возложена на новооткрытые мощи прославленного богоносного отца нашего Серафима. Икона сия будет помещена в Александровском приделе храма, в богато-украшенном золоченном иконостасе… Усердие к новому угоднику Божию среди народа так велико, что у св. иконы его в означенном храме стечение богомольцев в течение целого дня было громадное; было много желающих приложиться к св. иконе его и в следующие дни. Среди богомольцев замечается много больных, как взрослых, так и детей».

Московско-Нижегородская железная дорога – одна из самых старых в Москве, движение по ней открыто в 1861 г. Начиналась дорога от вокзала, который находился в Новой Деревне, рядом с современной Нижегородской улицей: между ней и Новорогожской (тогда – улицей Лесной ряд) проходили железнодорожные пути. В 1894 г. дорога была соединена с Курским вокзалом. Станция «Нижегородская-товарная» считалась временной (здание станции и железнодорожные пути до нее разобраны в 1950-х гг.). Пассажиров высаживали не на ней, а на станции «Москва-Рогожская», рядом с сегодняшней станцией «Курская-Товарная», на улице Носовиха (сейчас – Международная). От станции «Москва-Рогожская» до храма преп. Василия Исповедника можно было дойти за несколько минут.

Из путеводителя по Сарову, изданного в Нижнем Новгороде в 1903 г.: «Останки о. Серафима погребены близ собора и на могиле его в течение 70 лет перебывали сотни тысяч его почитателей». Добраться в Саров до 1861 г. можно было водным путем (по Волге и Оке) и сухопутными трактами. От Москвы в Нижний ехали по Владимирке – нынешнему шоссе Энтузиастов. После 1861 г. большинство богомольцев выбирало путь по железной дороге: от Москвы до Нижнего, дальше другой веткой – от Нижнего до Арзамаса, затем по грунтовой дороге на лошадях до Сарова. Таким образом, Новая Деревня изначально оказалась на пути к батюшке Серафиму.

Официальная канонизация Серафима Саровского состоялась в Сарове 19 июля 1903 г., когда в присутствии императора Николая и членов его семьи были обретены и перенесены в Успенский собор Саровой пустыни мощи преподобного Серафима. 20 июля на мощах прп. Серафима освящена его икона, написанная для храма в Новой Деревне. Сообщение о предстоящем открытии святых мощей появилось в газетах в 1902 г., и прихожане храма использовали возможность заранее «соорудить» икону и хоругви.

Из Отчета Приходского Попечительства при храме прп. Василия Исповедника за 1903 г.: «Нужно заметить, что одновременное с открытием мощей появление этой святыни в нашем храме вызвало благоговейное настроение среди приходского населения и усилило религиозное чувство… Перед самым праздником Р.Х. отчетного года наш храм обогатился и другой святыней, имеющей отношение к жизни пр. старца Серафима. На средства одного почтенного прихожанина, члена Совета приходского Попечительства, К.А. Голованова сооружена икона Б.М. «Умиление» (празд. 19-го марта), составляющая подобие иконы, пред которою скончался пр. Серафим Саровский. Икона сия, исполненная живописцем С.К. Шваревым, написана по золотому чеканному фону масляными красками в византийско-фряжском стиле – размером 2 арш. высоты и 1 1/4 ширины, поставлена в богато украшенном золоченом иконостасе, находящемся в Петро-Павловском приделе храма. Изображенный лик Б. М. производит сильное и глубокое впечатление на молящихся».

Описание «Саровских» хоругвей из Отчета Общества хоругвеносцев при храме прп. Василия Исповедника за 1914-1915 гг.: «мерою изображения 7 вершков высоты и 5 вершков ширины. На одной хоругви изображены: Святый Московский князь Даниил и Преподобный Серафим Саровский, а на другой: Святый Князь Роман и Преподобный Серафим Саровский. Вес каждой хоругви – 2 пуда. Цена двух хоругвей 450 рублей».

Аршин – русская мера длины, чуть больше 71 см. Следовательно, икона была примерно 1,5 метра высоты и 90 см ширины. Пуд – русская мера веса, примерно 16,38 кг. Вершок – мера длины, 4,45 см. Получается, что вес одной хоругви – почти 33 кг, высота – 31 см (без древка), ширина – чуть больше 22 см.

26 октября 1903 г. храм в Новой Деревне отмечал 6-ю годовщину со дня освящения. По инициативе прихожан крестный ход по всем улицам и переулкам прихода, который стал уже традицией, стал проводиться с иконой преподобного Серафима и новыми хоругвями. Из Московских Церковных ведомостей за 1904 г.: «Крестный ход, в котором были несены иконы и хоругви из местного храма, а также привезенные иконы: Спасителя из Новоспасского монастыря, Божией Матери Иверской и Боголюбской, направился по окрестным улицам и переулкам вокруг прихода… В числе местных церковных икон участвовала в крестном ходу икона пр. Серафима Саровского, освященная на месте и во время открытия мощей сего угодника Божия и приобретающая в настоящее время значение особо почитаемой святыни храма. В нижней части ее укреплен серебряно-вызолоченный, украшенный эмалью небольшой ковчег с изображениями иконы Божией Матери «Умиление» и преп. Серафима, молящегося на камне. В этом ковчеге заключены небольшие части камня, на котором преп. Серафим, пребывая в молитве, стоял 1000 дней и ночей, и мантии его. Эти святыни доставлены местным прихожанином, московским купцом А.Е. Кашириным, при письменном удостоверении настоятеля Саровской пустыни, игумена о. Иерофея, в несомненной подлинности вышеозначенных частиц, как живых памятников подвижнической жизни преп. старца Серафима». Таким образом, усилиями прихожан в храме преподобного Василия Исповедника за год появились 2 иконы и 2 хоругви, связанные с памятью Серафима, Саровского чудотворца.

В Отчете Общества хоругвеносцев за 1914-1915 гг. приводится расписание крестных ходов из храма прп. Василия Исповедника: кроме больших, в которых все значимые иконы обносились вокруг прихода, отдельно отмечены два «малых крестных хода» (вокруг храма) с иконой «Преп. Серафима Саровского Чудотворца, освященною на Его Св. Мощах»: 2 января (по новому стилю – 15 января) и 19 июля (1 августа). 2 января – день преставления преподобного Серафима Саровского, 19 июля – день обретения его святых мощей. Русская Православная Церковь отмечает эти даты и по сей день.

В 1912 г. настоятелем храма в Новой Деревне стал священник Адриан Яковлевич Ключарев. В 1907 г., когда он служил в храме села Николо-Архангельского, Московские Церковные ведомости опубликовали статью «Чудесное исцеление от падучей болезни при открытии св. мощей Преп. Серафима». В ней за подписью «свящ. Адриан Ключарев» рассказывалось об исцелении его духовной дочери у мощей батюшки Серафима. Случай был предан гласности, «чтобы прославить перед всеми Преподобного и Чудотворца отца нашего Серафима и укрепить веру в милосердие Божие в тех людях, в которых она поколеблена врагами Церкви Божией». Иерей (с 1919 г. – протоиерей) Адриан Ключарев возглавлял храм св. Василия Исповедника 20 лет. В 1932 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. И так случилось, что одним из обвинений стало чтение «контрреволюционной листовки» – предсказания прп. Серафима Саровского о будущих страданиях России…

Источники:

  1. ГА РФ. Фонд 10035. Опись 1. Дело П – 76329.
  2. Отчет приходского попечительства при Московской Василие-Исповеднической, что в Новой Деревне, церкви, за 1903 г., пятый год его существования. М. 1904.
  3. Отчет Общества Хоругвеносцев при церкви Святого Василия Исповедника, что в Новой Деревне, у Рогожской заставы, в гор. Москве за 1914-1915 гг. Сергиев Посад, 1916.
  4. Московские Церковные ведомости. 1903. №31, №45.
  5. Московские Церковные ведомости. 1904. №45.
  6. Московские Церковные ведомости. 1907. №30.
  7. Щегольков Н.М. Путеводитель в Саров и по Сарову. Нижний Новгород. 1903.
  8. Дмитриев Д.С. Паломничество в обитель преподобного Серафима. М. 1905.
  9. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823-1927). М. 2007.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх