Выпуск №2 (180),07.01.2020

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

(7 января)

Великий праздник Рождества Христова – один из важнейших в православном церковном календаре, праздник пришествия в мир Спасителя – воплотившегося Сына Божия. Установлен в честь рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. В Русской Православной Церкви отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю) и предваряется сорокадневным постом.

Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух дополняющих друг друга Евангелиях – от Матфея и от Луки. Согласно этим источникам, во времена царствования императора Августа в Риме и царя Ирода в Иудее по решению императора была устроена перепись населения. При этом евреям – для участия в переписи – надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Праведный Иосиф и Дева Мария, ожидавшая к тому времени скорого рождения Сына, отправились в Вифлеем, так как были потомками царя Давида, происходившего из  этого  города.  Придя  сюда,  они  не  нашли  свободного  места  в гостинице и вынуждены были, хотя и стояло холодное время года, поселиться в пещере, служившей хлевом  для  скота.  В  этой  пещере,  среди  сена  и  соломы,  в  обстановке, лишенной даже обыкновенного удобства, ночью у Пресвятой Девы и родился Сын – Богомладенец Иисус Христос. Мария спеленала Его и положила в ясли.

В это время неподалеку пастухи пасли на поле стадо жертвенных животных. Вдруг среди ночного неба засиял чудесный свет и перед ними предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». После этого явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Пастухи поспешили в Вифлеем, нашли в пещере Марию, Иосифа и Младенца, поклонились Христу и рассказали о произошедшем с ними чуде.

На восьмой день Младенца обрезали, в соответствии с ветхозаветным законом, и нарекли Ему имя Иисус (в переводе с др. еврейского – «Спаситель»), предсказанное Ангелом. Когда  Святое  семейство  еще  было  в  Вифлееме,  с  Востока,  из  Персии,  пришли  в Иерусалим языческие волхвы (маги), чтобы поклониться Царю Иудейскому, чудесную звезду Которого они видели на небе. Царь Ирод, услышав об этом, встревожился, призвал первосвященников и книжников и узнал от них, что Христос должен родиться в Вифлееме. Ирод повелел магам идти в город Давида и разведать, где находится Младенец, чтобы позже самому поклониться Ему.

Волхвы вышли из Иерусалима и опять увидели чудесную звезду, которая вела их до самого дома, где был Богомладенец. Придя ко Христу, маги поклонились Ему и принесли дары: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну (ароматическая смола, состав, который предотвращал тема умерших от слишком быстрого истления) – как Тому, Кто должен умереть. После этого они получили Откровение от Ангела не возвращаться к Ироду и другим путем отошли в свою страну.

Когда Ирод узнал, что маги его обманули, пришел в страшную ярость и послал убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет, чтобы вместе с ними убить новорожденного Мессию. Однако Христос был чудесно спасен от смерти, потому что Ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода, а затем вернулись на родину и поселились в галилейском городе Назарете. В этом селении Господь Иисус Христос прожил до тридцати лет,  повинуясь Богородице и мнимому отцу Иосифу, помогая ему в деле плотничества, «преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».

Богослужение Рождества Христова – одно из самых торжественных в Церкви. Канун праздника называется навечерием, или сочельником. Устав предписывает в этот день строгий пост – полное воздержание от пищи до окончания вечерни и литургии. Богослужение навечерия и самого праздника представляет собой единый литургический цикл, распространяющийся на двое суток, каждая служба в эти дни по-разному раскрывает событие Рождества Христова и  его духовное значение. Если Рождество приходится на воскресенье или понедельник, это придает богослужению дополнительные особенности.

В 2020 году Царские часы, именуемые так благодаря обычаю византийских императоров, а затем и Московских царей присутствовать за этим богослужением, будут совершаться утром в понедельник 6 января (сочельник). На этом богослужении церковь вспоминает ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову, на каждом часе звучит Апостол и Евангелие. Сразу после часов совершается праздничная великая вечерня в соединении с литургией свт. Василия Великого. На вечерне читаются восемь ветхозаветных паремий, содержащих пророчества о пришествии в мир Спасителя, Апостол и Евангелие. По отпусте литургии на середину храма выносится свеча, священнослужители встают перед ней и вместе с народом впервые в году поют тропарь и кондак Рождества.

Всенощное бдение под Рождество, которое совершается 6 января в вечернее или ночное время, состоит из великого повечерия и утрени. В самый день праздника будет служиться литургия свт. Иоанна Златоуста, она может служиться ночью сразу после бдения, либо 7 января с утра. Период от Рождества Христова до Крещения традиционно называется Святками. В это время (кроме 18 января, Крещенского сочельника) нет поста, не совершаются земные поклоны, а верующие прославляют пришедшего в мир Христа и веселятся. Святки – значит «святые дни», и смысл их не в том, чтобы радоваться непостной еде и веселым играм (хотя все это – вознаграждение за труд поста), а в том, чтобы соприкоснуться с Радостью, которая пришла в мир вместе со Христом.

ПРЕПОДОБНЫЙ КОРНИЛИЙ КРЫПЕЦКИЙ

(10 января)

Преподобный Корнилий (в миру – Поляков Лука Михеевич) родился в 1841 году в крестьянской семье, был пятым, младшим, ребенком. В родном селе Лука трудился пастухом, с отрочества отличался смирением; по свидетельству местных жителей, все проделки или проказы деревенских мальчиков он обычно приписывал себе. С детства Лука особо почитал апостола Иоанна Богослова, в 1875 году пришел в Крыпецкий монастырь, посвященный евангелисту. В 1876 году указом Псковской духовной консистории зачислен в послушники, трудился на скотном дворе, пас монастырских коров. По данным монастырских клировых ведомостей, был неграмотным.

12 декабря 1877 года Лука был пострижен в монашество с именем Корнилий в честь Корнилия сотника. Основным послушанием инока стал сбор пожертвований на ремонт построек монастыря. Зная безупречную честность и добрый нрав монаха, жители окрестных сел  охотно жертвовали ему свои сбережения. При этом Корнилий часто беседовал с  верующими, наставлял их,  постепенно стал  известен как  молитвенник, наделенный даром  предсказаний и  подвигом  юродства.  Некоторое  время  служил  в обители гостинником.

Радушного и кроткого Корнилия почитали как старца, множество мирян приходили в монастырь и  обращались к  нему за  советом  в  духовных делах и  бытовых нуждах. Преподобный Корнилий предсказал монашество и старческое служение отрока В. И. Желнина (впоследствии Псково-Печерский иеросхимонах Симеон), рождение сына у церковного старосты П. Ильина, события жизни многих прихожан обители, время кончины родного племянника Степана и прочее. Особенно Корнилий доверял крестьянину Графову, которому рассказал о дне и часе своей смерти. Подвизаясь в юродстве, старец часто притворялся пьяным и даже каялся на исповеди в чужих грехах, обличая грехи и проступки как селян, так и монахов, чем смущал братию и духовника обители игумена Иоанникия. Графову же он признавался: «Мне вино пить, что на крест идти».

По свидетельству крыпецкого иеромонаха Иулиана, однажды по молитвам преподобного деревянные постройки монастыря были спасены от пожара, вызванного ударом молнии. Иулиан был тогда еще молодым послушником, пономарем. Помогал изредка и отцу Корнилию. То келлию приведет в порядок, то дров принесет. Однажды отец Корнилий сказал ему:

– Иванушка, в такой-то день (день назначил ровно через две недели!), когда отзвонишь к вечерне и подашь на «Господи воззвах» кадило, сразу же приходи ко мне.

Когда наступил назначенный день, послушник по обычаю отзвонил к вечерне. Когда стоял на колокольне, обратил внимание на грозовую тучу, что повисла над Псковом.

Подав кадило на «Господи воззвах», вышел из храма. По пути к отцу Корнилию он увидел, что грозовая туча покрыла уже монастырь. Отец Корнилий был в своей келлии на молитве в полном монашеском одеянии. Отец Корнилий промолвил:

– За грехи наши хочет наказать нас Господь. Становись вместе со мной и будем молиться,

да помилует Господь нашу обитель.

Они стали молиться. Раздался страшный раскат грома от удара молнии. В первый момент показалось, что все в монастыре разрушилось. Отец Корнилий, прервав молитву, сказал:

– Слава Богу! Господь помиловал наш монастырь. Сходи-ка, Иванушка, на скотный двор.

Посмотри, что там такое случилось…

На скотном дворе было пять громадных берез, расщепленных в мелкие щепки ударом молнии. Как сказал святой: «Этот удар был направлен на монастырь, но ради наших молитв Господь помиловал нашу обитель».

По преданию, старец пророчествовал и о трагических событиях в истории России XX века, и  о закрытии обители. В 1903 году он  предсказал иеромонаху Феодосию его служение последним казначеем Крыпецкого монастыря, разорение обители,  а  мужу крестьянки А. Фёдоровой – уничтожение Крыпецкого кладбища, часовни, О. Никулиной – изгнание из обители монахов и осквернение мощей преподобного Саввы Крыпецкого.

Подвижник особо чтил пророка Илию, приходивших к нему побуждал молиться этому ветхозаветному праведнику, «а то плохо будет», призывал священноначалие к тому, чтобы «имя Илии пророка во всех церквах поминали на отпусте священники… и тогда будет мир и благодать Божия разольется по всей земли».

Умер блаженный монах Корнилий 28 декабря 1903 года, на третий день по Рождеству Христову.

В 30–80-х годах XX века богомольцы приходили к могиле Корнилия, по молитвам к преподобному совершались исцеления  от  различных недугов,  в  т.  ч.  от  эпилепсии, болезни глаз, немоты.

В июле 1997 года по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) в возрождавшемся Крыпецком монастыре были обретены мощи преподобного Корнилия, освидетельствованы, перенесены в нижний придел Иоанно-Богословского собора и положены в раку. Ежедневно служили панихиды. На следующий год останки блаженного монаха Корнилия были переложены в новый гроб. С того времени и по сей день от правой кисти старца, положенной в особом ковчежце, постоянно ощущается тонкое благоухание, засвидетельствованное многими богомольцами.

10 января 2000 года, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, в Крыпецком монастыре при огромном стечении народа было совершено торжественное богослужение с чином прославления преподобного Корнилия Крыпецкого в лике местночтимых святых. 3 февраля 2016 года решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви он был канонизирован для общецерковного почитания.

Братья, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

(Чтение на Литургии Рождества Христова – Послание к Галатам св. ап. Павла, 4:4–7)

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они  на  востоке,  шла  перед  ними, как наконец  пришла  и  остановилась над местом, где   был   Младенец.   Увидев   же   звезду,   они   возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

(Евангелие от Матфея, 2:1–12)

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский).
Проповедь на Рождество Христово

Христос рождается, славьте Его! Вновь, по милости Божией, в настоящем году празднуем мы с вами  великий  праздник  Рождества  Христова.  Песнопевец  Православной  Церкви, преподобный Косма Маиумский, в первой песне своего рождественского канона, следующими словами воспевает торжество пришествия на землю Христа Бога: Христос рождается – славьте, Христос с небес – встречайте, Христос на земле – возноситесь. Примечательно, что в этом песнопении великий поэт Церкви прославляет событие Рождества Христова не в прошедшем времени, а в настоящем: «Христос рождается». Не только «родился», но и «рождается».

Где же теперь, после девятнадцати веков, прошедших после дивного и чудесного Рождества в Вифлеемской пещере, – «рождается Христос»? И как может Он родиться в наше безбожное время, когда христианские народы не только отпадают от призвавшего их Христа, но и восстают на борьбу с Ним, против Него?

На это недоумение отвечает нам св. Церковь словами великого святителя Иоанна Златоуста в молитвах, читаемых перед принятием святых Тела и Крови Христовых: «Господи, яко же восприял еси в вертепе и в яслех бессловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души и во оскверненное тело мое внити» (2ая молитва).

Сердце  человеческое, немощное,  греховное,  но  жаждущее спасения,  –  вот  те  новые  ясли вифлеемские, на которыя возлегает Христос, как только воззовет к Нему, в вопле сокрушенном, кающаяся душа, и это сокровенное рождение Христа в человеческом сердце и рождение нового человека готово совершиться каждое мгновение его жизни. Все существо человеческое – вот тот новый Вифлеем, новый град царя Давида, в который направляет стопы Царь Царствующих, Господь наш Иисус Христос, чтобы, «пройдя в уды и во вся составы» человеческой оскверненной плоти, очистить, освятить «душу и тело, ум и сердце, чревеса и утробы».

Оставим же, дорогие, уныние и воспразднуем день Христова Рождества в радости духовной:

«Христос на земле, возноситесь», – ликует со всею Церковью великий песнопевец.

Если мы, дорогие, в течение Рождественского поста не смогли говением приготовить наши ясли – сердца – к принятию рождающегося Богомладенца, воскликнем к Нему из глубины душевной в самый день праздника светозарного Рождества Его, и Он, грядущий паки родиться и готовый паки пострадать за наше спасение, не пройдет мимо нашего смятенного сердца.

Если мы, в рассеянии нашем, лишены общения с дорогими сердцу нашему родными и близкими, вспомните, что в день Рождества Христова «Небо и земля ликуют» и, следовательно, среди общего ликования приготовлено место для всех; в этом ликовании сливаются сердца наши с теми, кто отдален от нас морями и океанами, и с тем, кого к Себе призвал Господь.

Если кто лишен храмового благолепия, если кто принужден встречать праздник светлый в скудности – «в катакомбах и пещерах», да утешится мыслью о том, что и Христос Бог в убогом вертепе родился, преобразив его для нас в Небо.

«Таинство странное вижу и преславное: Небо – вертеп, Престол херувимский – Деву, Ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог, Его же величающе, Деву ублажаем».

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх