Выпуск №1 (179),05.01.2020

ДЕСЯТЬ МУЧЕНИКОВ КРИТСКИХ

(5 января)

Десять святых мучеников Критских: Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид и Еварест пострадали за Христа в III веке при императоре Декии (249-251).

Правитель Крита, соименный императору Декию, жестоко преследовал Критскую Церковь. Однажды перед ним предстали десять христиан из разных городов Крита, которые твердо исповедали на суде свою веру во Христа и обличили поклонение идолам. Они не просто покорно принимали страдания, но отличались чрезвычайным бесстрашием. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Каких только смелых речей не высказали они, какого мужества ни показали, каких только мучений не испытали, каких мук ни победили своим терпением! Их били, мучили, влачили по земле, били камнями, насмехались над ними, плевали на них; так в течение тридцати дней терпели они всяческие поругания».

После месячного тяжкого испытания мученики предстали перед правителем Крита, который пытался уговорить их отказаться от Христа и принести жертву языческим богам. «Пощадите самих себя, покоритесь начальникам, принесите жертву», — говорил он. «Мы христиане, Христова жертва, закланная за Христа; если и десять тысяч раз нужно будет умереть, умрем охотно!» — твердо отвечали мученики.

После этого мучения еще усилились. Подробное житие невозможно читать без содрогания, настолько человеческая злоба изобретательна. Тем не менее страдальцы остались непоколебимы. Мучителям стало ясно, что осталось только убить их. Перед смертью святые молились, чтобы Господь просветил их мучителей светом истинной веры. Все они были обезглавлены. После окончания гонений мощи святых десяти мучеников Критских были обретены нетленными.

Тропарь мученикам, иже в Крите

глас 3

Многочудный Крит почтим, процветший честныя цветы, Христовы бисеры,
мучеников сорасленых, десять бо суть числом, блаженнии, иже весь идольский
народ посрамиша, темже и венцы прияша, добледушнии.

Кондак мученикам, иже в Крите

глас 4

Денница возсия мучеников честное страдальчество предозаряюгцее нам в
вертепе рождаемаго: Егоже Дева безсеменно роди.

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕВГЕНИЯ

(6 января)

Святая Евгения родилась в семье знатного римского вельможи Филиппа, который при императоре Коммоде (180-192) был назначен наместником Египта и переехал в Александрию вместе с женой Клавдией и детьми. Евгения изучала философию, говорила на латинском и греческом языках, отличалась добрым нравом и красотой. Многие знатные юноши добивались ее руки, но вступать в брак она не хотела. Познакомившись с Посланиями апостола Павла, она всей душой устремилась к христианству и тайно от родителей, в сопровождении своих двух рабов, Прота и Иакинфа, переодевшись в мужскую одежду, удалилась в мужской монастырь. Там она со своими спутниками приняла Святое Крещение и постриг от епископа Элия, которому было открыто о ней в видении, и он благословил ее подвизаться в монастыре в образе инока Евгения. Своими подвигами святая Евгения стяжала дар чудотворения. После смерти игумена обители братия единодушно избрала Евгению на его место. Однажды к ней за помощью обратилась богатая молодая вдова Мелания. Исцеленная по молитвам святой, эта женщина воспылала нечистой страстью к юному игумену, но будучи отвергнута, она измыслила клевету о попытке насилия. Святая Евгения со всеми монахами обители предстала на суд к правителю Египта, т. е. к своему отцу, и была вынуждена открыть свою тайну.

Ее родные обрадовались, найдя ту, которую долго оплакивали. Через некоторое время все они приняли Святое Крещение. Но Филипп по доносу язычников был смещен с поста правителя. Александрийские христиане избрали его своим епископом. Новый правитель, опасаясь народного гнева, не стал открыто казнить Филиппа, а подослал убийц. Во время уединенной молитвы епископа ему были нанесены раны, от которых он через три дня мученически скончался. Овдовев, Клавдия с детьми и слугами уехала в свое поместье, находившееся в окрестностях Рима. Там ее сыновья получили высокие должности, а Евгения продолжала иноческую жизнь. Она привела ко Христу многих дев, а Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам.

По прошествии нескольких спокойных лет при императорах Валериане (253-260) и Галлиене (260-268) возобновились гонения на христиан, и многие из них нашли убежище у святых Клавдии и Евгении. В то время Василла, одна из дев, уверовавших во Христа и крестившихся благодаря Евгении, Проту и Иакинфу, была казнена по приказу императора за отказ выйти замуж. Святых Прота и Иакинфа также обезглавили.

Святую Евгению тоже насильно привели в храм Дианы, но не успела она еще вступить в него, как всё капище вместе с идолом разрушилось. Святую мученицу бросили в Тибр с камнем на шее, но камень упал в воду, и дева пошла по воде, как по суше. Невредимой осталась она и в огне. Тогда ее бросили в ров, и несколько дней морили голодом, но пища посылалась ей с неба. В это время ей явился Сам Спаситель и возвестил, что она войдет в Царство Небесное в день Рождества Христова. Когда в 262 году наступил этот светлый праздник, палач умертвил святую мученицу мечом. Святую похоронили на Латинской дороге недалеко от Рима. Вскоре приняла мученический венец и святая Клавдия.

Братия, верою Авраам обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

(Послание к Евреям св. ап. Павла 11:9-10; 17-23; 32-40)

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амой родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

(Евангелие от Матфея 1:1-25)

Протоиерей Алексей Уминский. Неделя перед Рождеством.

Сегодня особенное воскресенье, которое предшествует празднику Рождества Христова. В этот день читается первое Евангельское зачало, с которого начинается Новый завет. Обычно, когда мы берем в руки эту святую книгу с желанием найти в ней ответы на свои вопросы, познать через нее мир, себя и свой путь к Богу, нам не интересна эта первая глава. Мы ее либо пропускаем совсем, либо быстренько проглядываем странные имена, звучащие для нас словно на иностранном языке, ничего нам не говорящие и ни о чем не возвещающие.

И вот сегодня мы слышали перечисление этих многочисленных родов, думая, что это, наверное, для того чтобы рассказать нам о том, что у Христа есть Своя человеческая родословная, что Он не появился откуда-то внезапно, а продолжает перечень тех имен, с которыми мы встречаемся в Ветхом Завете. Там часто перечисляются роды племен израилевых, но их мы тоже обычно пропускаем, стремясь узнать о следующих событиях. А на самом деле, стоит внимательно прочитать и понять, что же это за имена, кто же эти люди, о которых говорит сегодняшнее Евангелие.

Некоторые из них нам хорошо известны: пророк Давид, Авраам, Исаак и Иаков — это те, которых мы считаем своими праотцами, кому посвящено сегодняшнее воскресенье, в которое мы вспоминаем святых отцов, то есть тех, от кого по плоти произошел Христос. Так естественно сегодня перечисление этих имен. Но вместе с ними вдруг встречаются имена таких людей, присутствие которых кажется удивительным, если вспомнить о том, как они жили и чем занимались. Например, Христос в свой род включает ужасного царя Манассия, который умучил пророка Исайю, отступил от Бога, и только в последний момент на смертном одре в слезном покаянии возопил ко Господу, осознав весь ужас своей жизни. Встречается в этом списке и имя Раафа, о которой в Ветхом Завете написано, что она была блудницей, но впустила в город израильских лазутчиков, чтобы языческий город был взят сынами Израиля. Потом мы читаем имя Фамари, которая очень странным образом продолжила свой род, переодевшись в блудницу. Очень много и других странных имен, которые по нашему представлению, по правилам этого мира, как бы скомпрометированы: жизнь этих людей не достойна того, чтобы о ней говорили с восхищением. И тем не менее мы видим, что Господь не отказывается от них, не стесняется брать их в свой род, хотя есть и такие имена, которые должны были быть включены в перечень родов, но их там нет. Так, вычеркнуты несколько имен царей Иудейских, которые отступили от Бога, отреклись от истинной веры и полностью посвятили себя служению идолам. Был такой позорный период в истории Израильского Царства после Соломона, когда оно было разделено и в том числе в родах иудейских царей.

Мы знаем, что Евангелие называется книгой жизни. Новый завет начинается со слов: книга родства Господа нашего Иисуса Христа. А потом мы читаем Евангелия, Деяния Апостольские, Послания, в конце — Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, который говорит о последних временах нашей земной истории. Там тоже говорится о Книге жизни, как в нее вписываются имена, и как из нее имена истребляются. И действительно, мы видим, что какие-то имена вписаны в книгу родства, а какие-то истреблены. И вдруг понимаешь, что Евангельская Книга жизни не кончается перечисленными родами, но это та Книга, в которую должен быть вписан весь род Христов. Ведь далее говорится о том, как Христос родился на этой земле, а потом о том, что Он всех нас включил в свой род, даровал носить Его имя. Каждый из нас был вписан в этот род через принятие Святого Таинства Креіцения, каждый обновляется, когда искренне кается, и снова восстанавливает свой образ, затемненный грехами, когда снова и снова соединяется со Христом.

И вот оказывается, что Евангелие и есть эта Книга жизни — нашей жизни. Каждый из нас должен это Евангелие продолжить, в этом и есть смысл и цель, и сердцевина всего, что есть в нашей жизни: жизнь по-евангельски, жизнь новозаветная. И когда мы живем по Евангелию, тогда мы в этой Книге жизни, а когда мы не живем по- евангельски, мы себя вычеркиваем.

Книга жизни продолжается жизнью каждого из нас, мы сами ее исполняем, мы Евангелие продолжаем до тех пор, пока Евангелие становится нашей жизнью, а наша жизнь становится самим Евангелием, благовестием Христовым. И вот знак того, что мы вписаны в Книгу жизни: наша жизнь становится благовестием. Она сама становится зовом, возвеіцением о том, что Христос пришел в этот мир, и мир получил от Бога спасение, потому что этот мир со Христом соединился. Это так важно услышать: сегодняшнее чтение является для каждого из нас напоминанием о том, что мы не чужие Богу, что мы Ему свои, что мы Ему родня, что книга родства продолжается каждым из нас. Это и большая радость, и величайший труд, и ответственность, потому что странно представить себя в перечислении этих родов — рядом с царем Давидом и царем Соломоном, рядом с Авраамом и Иаковом, рядом с теми, о ком сегодня говорит апостол Павел, что они верою заграждали уста неверных, верою побеждали целые народы, сокрушали города, останавливали солнце, были крепки во брани своей.

И в этот род каждый из нас вписан, каждому дана та же самая власть, и та же самая сила Божия, и Тот же самый Дух Святой, Который руководит всеми, вписанными в Книгу Жизни Божией. Будем об этом знать. Будем об этом помнить. Будем всю свою жизнь полагать на то, чтобы наша жизнь по-настоящему стала Евангелием, а Евангелие стало нашей жизнью. Аминь.



Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх