Выпуск №14 (134),24.03.2019

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

(24 марта)

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, отец и учитель Церкви, родился около 1296 года в Константинополе. Семья принадлежала к аристократическому роду. После ранней смерти своего отца, сенатора Константина, Григорий находился под покровительством императора Андроника II Палеолога и сблизился с юным Андроником III, который впоследствии, став императором, оказывал святителю содействие.

Он получил классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику, особенно любил греческого философа Аристотеля. Григория, обладавшего разнообразными дарованиями, ждала быстрая и успешная карьера. Но в возрасте 18-20 лет он покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору Афон, где предался подвижнической жизни под руководством опытных старцев, от одного из которых принял монашеский постриг. При этом он отказался от имущества, унаследованного от отца, и убедил свою мать и других членов семьи, а также некоторых слуг оставить ничего не значащую суету, отречься от благ мира сего и поступить в Константинопольские обители.

В 1325 году Григорий Палама принял священнический сан.

Около 1332 года святитель начинает писать богословские сочинения: проповеди, полемические трактаты, богословские труды. Но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете: подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный Фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.

Большинство работ святителя Григория были написаны в ходе полемики с рационалистически настроенным калабрийским монахом Варлаамом и позже примкнувшим к нему Григорием Акиндином. Варлаам грубо высмеивал молитвенную практику афонских монахов-исихастов, якобы стремящихся путем механических действий достичь созерцания Бога. Опыт созерцания Божественного света, который был известен исихастам, воспринимался Варлаамом как чувственное и соблазнительное явление бесовского характера; монахов он называл двубожниками, а Бога — непознаваемым.

Григорий прежде всего защищает монашескую практику Иисусовой молитвы, настаивая на том, что молитва — не только умственное, но и телесное делание, охватывающее всего человека, включая ум и сердце, душу и тело, взор и дыхание. По учению Паламы, душа — это «единая многоспособная сила, которая пользуется получающим от нее жизнь телом как орудием»; телесным органом, в котором локализован ум человека, является сердце, и именно в него следует заключать ум. Если ум во время молитвы будет находиться вне тела, как рекомендовали противники исихазма, то он никогда не сможет достичь внимания и сосредоточенности, но всегда будет пребывать в рассеянности. В сердце же ум сходит благодаря дыханию и вместе с дыханием. В ответ на обвинения, выдвинутые как в
переписке, так и в ходе личных встреч с Варлаамом, Григорий Палама написал одно из самых значительных своих произведений — три «Триады в защиту священнобезмолвствующих».

Другой пункт, по которому Палама решительно выступает против Варлаама, это вопрос о богопознании. В ответ на мысль Варлаама, что Бог всецело непостижим, Григорий объясняет кажущуюся противоречивость двух утверждений: «Бога не видел никто никогда» (Пн. 1:18) и «блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Он показывает, что оба утверждения истинны: одно относится к неприступной сущности Божией, а другое — к благодатной силе и энергии Божией. Если сущность Божия незрима, энергии могут быть видимы; если сущность неименуема, энергии могут быть именуемы; если сущность Божия непостижима, то энергии могут быть постигаемы разумом. Неприступная сущность Божия таковой и остается. То же, что доступно творениям, — это свойство Божественной сущности — вечная энергия, которая изливается на все сущее. По сущности неприступный Бог «таинственным образом становится доступным для достойных, благодатию им даруя Себя и вселяясь в них…»

«Человек… лично… встречается с Богом через причастие к Его нетварному дару, т.е. через обретение вечной святотроичной благодати. Эта благодать есть свет Святой Троицы, который освещает души человеческие и населяется в них… Вечная благодать Божия тождественна со славою Преображения и светом, осиявшим апостолов на горе Фавор; она есть та сила Духа Божия, которая в виде огненных языков излилась на апостолов в день Пятидесятницы».

Наконец, третий пункт полемики между Варлаамом и Паламой — учение о природе Божественного света, созерцаемого исихастами во время молитвы. По учению святителя Григория, этот свет не есть сущность Божия, которая невидима и неприобщима. В то же время Божественный свет не является материальным феноменом или тварным светом, иноприродным сущности Божией. Божественный свет, созерцаемый исихастами, является нетварной энергией Бога, совечной Богу и неотделимой от Бога. Святитель Григорий пишет: «Если бы эта благодать была тварна, тогда бы и само Божество, из Которого она исходит, было бы тварным». Тогда тщетными были бы наши вера и надежда. Человек бы вечно пребывал в оковах тления и смерти.

Божественная благодать может зримым образом открываться в святых, чему много примеров в житиях древних отцов. Святитель Григорий пишет: «Это приобщение Бога, в котором праведники воссияют как солнце, и есть блаженство будущего века…»

Многочисленные церковные Соборы поддержали святителя Григория и признали его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.

После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским, больше года провел в плену у турок, где вел полемику с мусульманами — высшими лицами турецкого государства. В 1355-1357 годах святой активно участвует в жизни своей епархии, возглавляя многочисленные праздничные богослужения и церемонии, произнося проповеди практически на каждое событие церковного года и совершая множество исцелений. Святитель Григорий скончался 14 ноября 1359 года от болезни, ему было чуть больше 60 лет. Его тело было положено в кафедральном соборе Святой Софии в Фессалонике. В 1368 году он был канонизирован и синодальным декретом празднование его памяти было установлено в Великой церкви.

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ

(25 марта)

Святитель Григорий Великий, именуемый Двоесловом, родился в Риме ок. 540 года. Принадлежал к старинному патрицианскому роду, представители которого издавна исповедовали христианство.

Григорий, с детства предназначенный к политической карьере, получил блестящее образование, особенно в области права.

Поступив на государственную службу, он ок. 573 года стал одним из высших должностных лиц в Риме. Однако после смерти отца решил оставить политическую деятельность и принять монашество. Он основал шесть монастырей в наследственных поместьях на Сицилии и в 574/5 году превратил свой римский дом в монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного. Распродав оставшееся имущество, Григорий раздал деньги бедным и стал вести строгую подвижническую жизнь в основанном им монастыре простым иноком в посте, молитве, изучении Священного Писания и святоотеческих творений. Строгая аскеза ухудшила физическое здоровье Григория, остававшегося слабым всю последующую жизнь.

Вскоре он был призван к церковному и общественному служению: в 577/8 году против его воли он был рукоположен во диакона-регионария, а примерно через год был послан в качестве папского представителя в Константинополь ко двору византийского императора Тиверия I с целью заручиться военной поддержкой в борьбе римлян против опустошавших Италию лангобардов. В Константинополе Григорий приобрел большой опыт в государственых и церковно-административных делах, продолжая вести, насколько было возможно, монашеский образ жизни. Он познакомился с выдающимися людьми своего времени, провел в кругу единомышленников цикл духовных бесед на Книгу Иова, одержал победу в богословском диспуте с патриархом свт. Евтихием по вопросу о телах святых после воскресения.

Не добившись у императора военной помощи, он был отозван в Рим и вернулся в свой монастырь. В это время Григорий являлся одним из ближайших советников Римского папы Пелагия II.

7 февраля 590 года, во время эпидемии чумы в Риме, возникшей после сильного наводнения, папа Пелагий II скончался. Духовенство и народ единодушно избрали новым папой Григория, чему он пытался сопротивляться, не желая оставлять уединенную монашескую жизнь. Святитель бежал из города, скрываясь по пустынным местам, однако был найден и возвращен в Рим. Считается, что именно по его молитвам страшная эпидемия прекратилась. 3 сентября 590 года он был рукоположен во епископа и возведен на Римский престол, став первым папой из монашествующих.

Политическая ситуация в Италии, переживавшей глубокий кризис, была таковой, что лишь Церковь оставалась действенной административной структурой, и взошедший на Римский престол святитель Григорий был вынужден взять на себя заботу не только о

Церкви, но и о гражданском благосостоянии страны. Он не раз выступал ходатаем перед императором за италийское население, притесняемое гражданской властью, обращался к представителям местной власти, защищая обездоленных. Ввиду того что императорский экзарх в Италии Роман не мог обеспечить защиту страны от лангобардов, святителю Григорию пришлось заниматься политическими проблемами с целью заключения перемирия с лангобардским королем Ариульфом, который в 592 году грозился захватить Рим. Святитель организовал защиту города и вступил с королем в переговоры через его жену христианку Теоделинду. Ему удалось спасти Рим только ценой огромного выкупа и обещания платить ежегодную дань. Действия архипастыря вызвали крайнее неудовольствие императора Маврикия, назвавшего святителя «изменником и глупцом», однако тот с достоинством и сдержанностью указал императору на его неспособность вести дела на западе империи. Миролюбивая политика папы принесла империи желаемые результаты: в 599 году по его инициативе был заключен мир с лангобардами. При папе Григории начался постепенный процесс перехода лангобардов, бывших частью арианами, частью язычниками, в Православие. Духовный авторитет, административный и дипломатический талант Григория Великого при слабости императорской власти фактически делали его правителем на Апеннинах. Это был один из первых шагов в направлении создания будущего Папского государства, когда предстоятели Римской Церкви стали светскими государями не только де-факто, но и де-юре. В связи с этим святитель Григорий считается отцом средневекового папства.

Он всемерно укреплял церковную дисциплину, расширял благотворительность: заботился о вдовах, сиротах и бедных. Оставаясь монахом, святитель вел скромную, воздержанную жизнь, избегая светской роскоши, чрезвычайно благоволил монастырям, основывал новые храмы.

В июле 595 года под председательством святителя Григория состоялся большой поместный Собор Римской Церкви, на котором была предпринята реформа монашества и установлен твердый порядок богослужения.

Святитель Григорий проявлял попечение обо всех западных Церквах, вел обширную переписку с представителями востосточных Церквей. В центре его внимания была также миссионерская деятельность. Немало усилий он прилагал к обращению в Православие лангобардов, им была организована миссия в Англию.

Отношения Григория Великого с Константинопольским Патриархатом были довольно сложными: у святителя вызвало протест использование патриархом свт. Иоанном IV Постником титула «вселенский», неверно понятого папой как претензия патриарха на всемирные епископские полномочия. Считается, что протест Григория выразился в том, что он, выказывая смирение, первым из епископов Рима стал именовать себя «рабом рабов Божиих». Эта формулировка позже закрепилась в титулатуре Римских пап.

В последние годы жизни святитель тяжело болел, почти не вставал с постели. В день кончины 12 марта 604 года он был погребен в портике базилики ев. ап. Петра в Риме. Церковный народ почтил его именованием «великого». Сочинение святителя Григория «Собеседования…» («Диалоги») снискало ему почетный титул «собеседника», в правослваной традиции — «Двоеслова».

ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ

(27 марта)

Преподобный Венедикт (Бенедикт) Нурсийский — законодатель и реформатор западного монашества, основатель первого в Европе монастырского ордена со строгим уставом, скоро получившим широкое распространение во всей Западной Европе (монахи-бенедиктинцы). Венедикт родился в 480 году и был сыном знатного патриция из итальянского городка Нурсия. Известно, что у него была сестра-близнец по имени Схоластика, которая Церковью тоже причислена к лику святых.

В юности родители отправили Венедикта в Рим для получения традиционного образования — обучения «свободным искусствам». Однако, удаляясь мирских соблазнов, он оставил учебу, покинул город вместе с группой благочестивых людей и начал подвижническую жизнь в местечке Эффиде в 60 километрах от Рима. Его сестра Схоластика к тому времени уже посвятила себя Богу.

По прошествии некоторого времени Венедикт понял, что хочет стать отшельником. Случайная встреча с монахом Романом из общины, расположенной в местности Сублак, помогла ему. Инок показал Венедикту пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые преподобный прожил в пещере, он закалился и физически, и духовно.

Весть об аскетических подвигах Венедикта Нурскийского распространилась по окрестностям, и монахи близлежащего монастыря Вик Варрона пригласили его стать настоятелем. Святой долго не соглашался, но склоненный просьбой братии принял на себя это бремя. Однако через некоторое время монахи, недовольные строгостью Венедикта, решили его отравить. Этому намерению чудесным образом не суждено было сбыться: когда святой благословил чашу с отравленным вином, та распалась. Узнав о злом умысле монахов, Венедикт покинул монастырь и вновь удалился в пещеру в Сублаке. Вскоре к нему начали собираться ученики и сподвижники. Святой отшельник основал для них 12 небольших монастырей, определив настоятелей и поместив в каждом по 12 иноков, сам же стал руководителем всех общин, оставив при себе некоторых учеников.

Около 529 года зависть и интриги местных монахов и клира вынудили Бенедикта переселиться на юг, на гору близ Кассино, где им был основан знаменитый монастырь Монте-Кассино, который впоследствии был признан первым в Европе официальным монастырем. Обители, существовавшие до этого, представляли из себя лишь спонтанные монашеские поселения и общины, лишенные какой-либо организации, структуры и правил. Венедикт же впервые создал монастырь как системное учреждение, имевшее четкую структуру, регламент, устав. Монастырь был сооружен на горе, на месте языческого капища, где окрестные жители еще приносили жертвы Аполлону. Святой сокрушил идолов, храм Аполлона обратил в церковь в честь святителя Мартина Милостивого, епископа Турского, на месте языческого жертвенника построил храм (баптистерий) в честь Иоанна Предтечи, и постоянной проповедью призывал народ к вере. Благочестие, подвижничество Венедикта Нурсийского, чудеса, творимые по его молитвам, сделали его знаменитым во всей Центральной Италии, число братьев в общине резко выросло. Ученики Венедикта по его благословению основали киновию, подобную кассинской, в городе Таррацине. Умер преподобный Венедикт в 547 году и похоронен в основанном им монастыре.

В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

(Послание к Евреям св. ап. Павла, 1:10-2:3)

В то время пришел Иисус в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

(Евангелие от Марка, 2:1-12)

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский).

Неделя 2-я Великого поста

Сегодня 2-ое воскресенье Великого Поста, посвященное памяти ев. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Особое внимание, в своих трудах, посвятил святитель Григорий новозаветному учению о человеке. «Человек создан по образу и подобию Божию» и к нему обращены слова Христовы: «будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен». И надлежит нам с вами, вступающим в 3-ю седмицу Великого Поста, говорить о значении поста в благом и святом деле стремления к нашему духовному совершенству.

В «образе Божием» даны нам те духовные качества, те свойства и способности, которыми человек безмерно возвышается над всем живущим. В «подобии» даны силы к развитию этих качеств, свойств и способностей, роднящих нас с Богом. Дорогие мои, великим помощником в этом труде над собой, труде ведущем человека к духовному совершенству, является пост. Пост, это — день после ночи, это — свобода после рабства плоти, это — облегчение тягот нашего неразумия.

Мы вошли в отверстые двери Великого Поста. Вошли с желанием омыться, чтобы обрести душевный мир, обрести радость жизни, и чтобы вернуться к Г осподней заповеди о любви к Богу и ближнему. «Все мы любим жизнь, говорит батюшка Иоанн Кронштадтский, — хлопочем о счастливой жизни, а у самих жизнь тлеет в страстях… и тягостно на душе, пусто. Отчего? Да оттого, что не там, где надо, ищем жизнь». И еще говорит нам тот же Батюшка: «Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо человека — образ Божий — все-таки в нем остается».

Вошли мы в отверстые двери поста. Чего требует от нас пост? — Он требует раскаяния и исправления жизни. Что дает нам пост? — Он дает нам всепрощение от Отца Небесного, дает мир душевный и крепость духа. А что обещает нам пост? — Он обещает нам радость в этой жизни, даже при скорбях и тяжких испытаниях, и блаженство в вечных обителях Отца Небесного. «Да не смущается сердце ваше, в доме Отца Моего обителей много… Я иду приготовить место вам», — сказал Христос ученикам Своим пред Голгофой.

На пост восстает лишь плоть: не хочется плотскому человеку оставить для плоти привольную жизнь, вот и поднимается жалоба на пост. А что такое пост? — Это воздержание и строгость к себе.

Пост дан нам, чтобы раскрыть, возбудить и развить в себе духовную жизнь. Пост помогает нам подняться над материей, над нашей чувственной природой. Пост открывает нам бездну нашей слабости без Бога и пробуждает в нас желание молитвы, развивает и чувство смиренной молитвы. Пост приводит нас также и к сознанию братства во Христе всех верующих, пробуждает в нас чувство ответственности пред Богом и пред всеми людьми, нашими во Христе братьями.

Вошли мы с вами во врата поста со смиренным чувством, прося друг у друга прощения. Не бойтесь смирения. Смирение это — благодатное средство против самости, против гордыни и болезненного самолюбия. Смирение это — меч против огня злобы, так обильно ныне пожирающего людские сердца и вселяющего в них адские муки. Смирение это — благодатное тихое дуновение Святого Духа, умиряющее и охлаждающее грехами воспаленное сердце наше. Помоги же всем нам Господь течение поста с пользой совершить: главы невидимых змиев сокрушить и победителями греха, корень которого в нашем плотском мудровании, явится. Аминь.


Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх