Выпуск №31 (209),27.09.2020

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ

(27 сентября)

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — один из главных, двунадесятых, праздников Православной Церкви. В этот день мы вспоминаем событие первой половины IV века по Рождестве Христовом — обретение и прославление Креста Господня, на котором Иисус Христос, принеся Себя в жертву, совершил наше спасение.

История установления праздника Крестовоздвижения такова. После Распятия, Воскресения и Вознесения Христова, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. В 70 году римские войска разрушили Иерусалим, священные места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

В IV веке мать императора Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Крест Господень, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником.

Сохранились различные версии предания об обретении святого Креста. Согласно наиболее древней, Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий (f 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, святой Крест был поднят (воздвигнут) епископом Макарием для всеобщего обозрения и народ воззвал: «Господи, помилуй!» С тех пор мы вспоминаем это событие, которое впоследствии получило название праздника Крестовоздвижения.

Согласно второй гипотезе, царица Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. При раскопке храма были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

После обретения святого Креста император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм был освящен 13 сентября 335 года, день его Обновления (освящения) праздновался ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения святого Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления как дополнительная память. Постепенно Воздвижение становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления, и получило широкое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения святого Креста из плена в марте 631 года. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

В православной традиции особое место занимает почитание Креста как орудия казни, ставшего орудием искупления и символом победы над смертью. Уже в Посланиях апостола Павла многократно упоминается крест. Проповедь распятого Спасителя Павел называет «словом о кресте», которое для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (ІКор. 1:18). По учению Павла, Христос примирил человека с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф. 2:16). Бог истребил и пригвоздил ко кресту рукописание грехов человеческих (Кол 2:14). Все творение, земное и небесное, примирилось с Богом через Христа, Кровию креста Его (Кол. 1:20).

Почитание креста неразрывно связано с поклонением распятому на кресте Господу Спасителю. «Крест, хранителъ всея Вселенный; Крест, красота Церкве; Крест, царей держава; Крест, верных утверждение; Крест, ангелов слава и демонов язва» — так прославляется Честное и Животворящее Крестное Древо Христово в песнопениях праздника Воздвижения.

Однако сила, которая действует через крест, не является какой-то автономной силой, присущей кресту как таковому. Через крест действует сила Божия, энергия Божия. Молитва, адресованная Кресту Христову, восходит к Распятому на нем; сила, исходящая от креста, исходит от Самого Господа. И спасение, проистекающее от креста, причиной своей имеет не сам по себе крест, а то, что на нем был распят Спаситель мира, Христос.

Отличительной особенностью богослужения праздника Воздвижения является особый, имеющий многовековую историю, чин изнесения и воздвижения (поднятия) Креста. Он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя…, и состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, запад, юг, север и снова на восток). Каждое возвышение Креста сопровождается дьяконским прошением и пением стократного Господи, помилуй. Кроме того, прежде чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (около 20 см). При этом Крест омывается розовой или иной ароматной водой.

В современной практике Русской Православной Церкви чин Воздвижения Креста совершается архиереем в соборах, а в монастырях и на приходах — только изнесение Креста из алтаря, поклонение ему и помазание верующих елеем. Крест лежит на аналое в центре храма до 4 октября — дня отдания Воздвижения, когда священник уносит святой Крест в алтарь.

На Воздвижение церковный Устав предписывает строгий пост, поскольку этот день является не только праздником Обретения Креста святой Еленой, но и воспоминанием о страстях и смерти Христа.

Тропарь Крестовоздвижения

глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Крестовоздвижения

глас 4

Возиесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты
Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл ecu от работы вражия.

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ

(29 сентября)

Святая Евфимия (fнач. IV в.) родилась в городе Халкидоне в семье сенатора. Однажды проконсул Приск, ярый противник христианства, повелел всем жителям города устроить торжество в храме языческого бога Ареса и принести ему жертвы, а тех, кто откажутся, предать мучениям. Таким образом проконсул надеялся выявить и арестовать тайных христиан. Местному жрецу Апелиану стало известно о 50 христианах, запершихся в некоем доме и отказавшихся участвовать в празднестве. Среди них была юная дева Евфимия. Апелиан доложил об этом проконсулу, и тот велел арестовать христиан.

На допросе Приск безуспешно пытался заставить их отречься от Христа, после чего приказал пытать в течение 19 дней. Когда его надежды сломить волю христиан не оправдались, Приск велел бросить их в темницу, а Евфимию вызвал к себе. Он решил, что знатная девушка, оставшись без поддержки, испугается, но все его увещевания и угрозы были тщетны. Разгневанный проконсул приказал пытать девушку на колесе. Но по молитве святой колесо остановилось, а сама она оказалась невредимой. Чудо не переубедило проконсула, который объявил происшедшее милостью языческих богов и приказал слугам бросить святую в горящую печь. Но его слуги Виктор и Сосфен, увидев сонм ангелов, охранявших деву, отказались выполнить приказ. Тогда другие слуги бросили деву в огонь. Пламя, не причинив ей вреда, перекинулось на мучителей и спалило их.

Приск повелел вернуть Евфимию в темницу и вместо нее привести Виктора и Сосфена, которые заявили, что уверовали в истинного Бога, и отказались приносить жертвы языческим богам. Мученики были брошены в клетку с дикими зверями. Христиане с почестями похоронили их. На следующее утро проконсул приказал продолжить пытки Евфимии, но мучения не причиняли ей никакого вреда. В конце концов Приск приказал бросить ее на арену к диким зверям, как Виктора и Сосфена. Но звери ластились к деве и лизали ее стопы. И лишь один из них нанес ей небольшую рану, чтобы свершилось предназначенное Богом, и святая скончалась. В эту же секунду произошло сильное землетрясение.

Родители Евфимии погребли тело дочери недалеко от Халкидона, впоследствии вблизи от ее гробницы был построен храм.

Одно из самых известных посмертных чудес святой Евфимии Всехвальной — Чудо на IV Вселенском Соборе (451г.), созванном императором Маркианом по поводу монофизитской ереси. Заседания проходили в базилике святой Евфимии — кафедральном соборе митрополии Халкидона. Шли бесконечные прения, которые ни к чему не приводили. Тогда архиепископ Константинопольский Анатолий предложил написать оба учения — монофизитское и православное — на кусках пергамена и положить их в раку с мощами Евфимии Всехвальной, что и было сделано. В течение трех дней рака с мощами оставалась запечатанной. На четвертый день сняли печать и открыли раку. Свиток с положениями монофизитской ереси лежал в ногах святой, а православный свиток она держала в правой руке. Когда к мощам приблизился архиепископ Анатолий, Евфимия на глазах всех присутствующих сама протянула ему свиток с православным вероисповеданием. Так была утверждена истинность православного учения, монофизитское учение было объявлено ересью и предано анафеме, а священники-монофизиты лишены сана.

МУЧЕНИЦЫ ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ

(30 сентября)

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София пострадали в Риме при императоре Адриане (f ок. 120 или ок. 137).

Знатная вдова София (имя София значит «премудрость») воспитала в благочестии, вере и любви к Богу трех дочерей, которым дала имена, соответствующие трем христианским добродетелям. Отроковицы отличались необычайной красотой и благоразумием. Узнав, что они христианки, правитель италийской области Антиох доложил о них императору. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.

Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, который, обещая различные почести, склонял их принести жертву Артемиде. Но девочки отвергли предложения императора и повторно твердо исповедали веру во Христа. Вере на тот момент было 12 лет, Надежде — 10, Любови — 9 лет. На глазах матери их по очереди подвергали различным пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом София призывала их быть стойкими и не бояться мук.

София погребла тела дочерей недалеко от города и пребывала на их могиле в непрестанной молитве, а на третий день скончалась. Она также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем. По одной из версий жития, принадлежащей медиоланскому пресвитерау Иоанну (VIII в.), эти святые происходили из Медиолана (современный Милан) и София приняла мученическую кончину вскоре после казни дочерей в 18 милях от Рима.

Мощи святых мучениц были перенесены Римским папой Павлом I (757-767) в построенную им церковь ев. Сильвестра на Марсовом поле; в 756 или 758 г. часть их была подарена монастырю ев. Иулии в Брешии. В 777 г. мощи были перенесены Страсбургским ей. Ремигием из Рима в Эшо (Эльзас), где находятся до настоящего времени. Эшо сделался центром распространения почитания мучениц в Германии. Почитание мучениц широко распространилось как на Западе, так и на Востоке. Их житие, возникшее в ѴІІ-ѴІІІ вв., известно в латинской, греческой, сирийской, армянской и грузинской версиях. На Руси получил распространение греческий вариант жития. Любовь верующих к святым мученицам неудивительна. Три девочки отроковицы и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Братья, слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

(Первое послание к Коринфянам св. ап. Павла 1:18-24)

В то время первосвященники и старейшины собрали совет против Иисуса, чтобы погубить его. И привели Его к Пилату, возглашая: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифбстротон, а по- еврейски Гаввафа.

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

(Евангелие от Иоанна 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35)

Священномученик Сергий Мечёв. Воздвижение Креста Господня

Есть два понимания церковных праздников и два отношения к ним: мирское и духовное. Мирское понимание заключается в том, что мы не должны забывать событий, происходивших в древности, что мы собираемся в эти дни в храм для того, чтобы «вспомнить» о них. Такое отношение к праздникам является плодом «идейного» или словесного понимания христианства…

Противоположное этому — духовное понимание христианства — исходит из того, что Христос принес на землю не новую идею, а новую жизнь.

Аз есмь Воскресение и Жизнь (Ин.2,25). Христос учил не болтать, а жить. Поэтому, если мы хотим следовать за Ним, мы должны жить во Христе. Он указал нам путь в этой жизни и Сам Он есть Путь, Истина и Жизнь (Пн. 14,6). Он требует от нас последования Ему не словами, а делом: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф.2,29).

Такое отношение к христианству обязывает нас к новому, не мирскому, а духовному пониманию праздников. Смысл их при таком понимании заключается не в воспоминании о прошедших когда-то событиях, а в духовном вхождении в то, что совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения». Это полностью относится и к нынешнему празднику.

Св. Отцы учат нас, что нельзя о Христе только думать или говорить, что нельзя только словесно почитать Крест, на котором Христос был распят. Если мы хотим воистину поклоняться Кресту Христову, мы должны делать это не по традиции только, не потому что так принято и не только «словесно», а делом поклоняться Христу Распятому.

Взять свой крест и идти вслед Христу сораспяться Ему — вот истинный путь христианина. К этому приводит нас Господь, когда говорит: Иже хощет по Мне идти да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет (Мк.8,34). Отсюда начинается христианство. Его начало — отвержение себя, борьба с живущими в нашем сердце страстями и сораспятие Христу на данном каждому из нас Господом кресте.

Истинное поклонение Кресту начинается с той минуты, когда мы хоть немного, хоть чуть-чуть начинаем работать над своею душою, бороться со своими страстями — завистью, гордостью, гневом; когда мы начинаем работать над тем, чтобы родилось в нас новое отношение к нашим ближним. Потому что отношение к ближним и есть подлинное дело, для которого пришел Христос. Это и есть настоящий подвиг, это и есть христианство. А то, о чем мы «говорим» («загораемся» даже) — это может быть и от диавола. Ведь и диавол знает о Боге, знает Священное Писание, но у него нет борьбы за Царство Божие внутри себя. А Христос пришел для того, чтобы сделать нас сынами этого Царствия.

Если мы поистине хотим быть христианами, если мы хотим сегодня поклониться Честному и Животворящему Кресту Г осподню, если мы действительно верим, что Христос был распят на этом Кресте «нас ради человек и нашего ради спасения», то мы должны последовать Его слову, обращаемому к нам. А Он, Распятый, зовет и нас сораспяться Ему на нашем кресте. Тогда мы воистину начнем христианскую жизнь, которая состоит не в «идейности», не в «прекрасных» словах, а в действительности служения Ему, нашему Господу, и нашему ближнему.

Давайте же осознаем, для чего мы пришли сегодня сюда. Что мы празднуем, что торжествуем? Будем молиться, чтобы Господь просветил наше сердце и дал нам понять, в чем наше настоящее дело. Тогда мы будем читать Св. Евангелие делами. Тогда начнется для нас сораспятие Господу на своем кресте. Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себя и возьмет крест свой и по Мне грядет. Аминь.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх