Выпуск №22 (200),09.08.2020

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ
ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

(14 августа)

раздник происхождения (т. е. изнесения, шествия впереди) честных древ Животворящего Креста Г осподня восходит к давней константинопольской церковной традиции обходить город с Древом Креста с целью его благословения и освящения.

Византия — это южная страна, где нередко случались различные эпидемии и моры. Особенно сильными они были в августе, когда стояла сильная жара. Поскольку даже у образованных и всесторонне развитых греков уровень медицины был далек от современного, эти болезни уносили жизни многих людей, не щадя ни бедняков, ни знать. Защиту от беды византийцы могли искать только у Бога — они выходили на улицы городов и торжественными процессиями шли по дорогам и улицам, неся с собою иконы и совершая молебны для освящения мест и отвращения болезней. Особенно пышно эти шествия проводились в столице — Константинополе, и продолжались до тех пор, пока очередная эпидемия не отступала. Главной святыней, которую обносили по городу, было Честное Древо Креста Господня.

Окончательно обычай совершать крестный ход в августе утвердился в X веке, тогда же его подробно описал император Константин Багрянородный (912-959 гг.). Накануне, 31 июля (13 августа нов. ст.), Честной Крест износился из царской сокровищницы и полагался на престоле Великой церкви (Софии Константинопольской). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали крестные ходы по всему городу и Крест предлагали народу для поклонения. И вынос Креста, и крестные ходы сопровождались песнопениями и другими торжественными действиями.

С обрядом изнесения Креста соединилась другая традиция — погружение Животворящего Древа в воду для ее освящения, сообщения ей целебных свойств. Установление этой практики именно в начале августа вероятно, связано с недостаточным качеством воды, поступавшей в город в жаркие летние дни. К XII веке в Константинополе уже существовал обычай освящать воду не только 1 августа, но и в начале каждого месяца, за исключением 1 сентября и 1 января.

Эти два обычая и легли в основу празднования 1 (14 нов. ст.) августа Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и определили его богослужебные особенности: вынос Креста на середину храма для поклонения на утрени и совершение в этот день малого освящения воды после литургии.

В ХѴІ-ХІХ веках утвердился еще один обычай — освящать в праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня мёд, почему этот день именовался также Первый Спас и «медовый Спас». Пчеловоды приносили в церковь мёд в первых вырезанных сотах. После литургии и водоосвящения священник освящал мёд нового урожая, и только после этого его разрешалось есть. Часть освященного мёда оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: «На Первый Спас и нищий медку попробует!» Этот обычай сохранился до наших дней.

УСПЕНСКИЙ ПОСТ

(14–27 августа)

Успенский пост — один из четырех многодневных постов в Православной Церкви, посвящен подготовке верующих к двунадесятому празднику Успения Пресвятой Богородицы. Пост продолжается две недели — с 14 по 27 августа.

Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божией Матери, Которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Святитель Симеон Солунский (f 1429) пишет: «Что же касается до августовского поста (Успенского), то он существует в честь Матери Бога Слова, которая, хотя и всегда подвизалась за нас и постилась, не имев нужды в посте, как чистая и всенепорочная, однако ж, предузнав о своем преставлении, Она, превышающая и превосходящая жизнию Ангелов, явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез Божественного Духа соединиться блаженною душею с своим Сыном и стать нашею Ходатаіщею, — и тогда в особенности постилась, когда приблизилось для Нея время преставления отсюда, истончавая себя святою любовию к Сыну. Потому и мы обязаны поститься в это время и воспевать Ее, подражая Ея жизни и преклоняя Ее к предстателъству о нас. Некоторые говорят, что этот пост учрежден ради двух праздников, бывающих в это время, — Преображения и Успения. А я думаю, что и необходимо в это время воспоминать эти два события, — одно, как причину нашего озарения, другое, как имеющее следствием предстателъство и ходатайство о нас Богоматери».

Успенский пост — почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пинта с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз — на Преображение Господне (19 августа). Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств — не следует брать подвиг выше сил.

Схианхимандрит Кирилл (Павлов).

Об истинном посте и о любви к ближнему

Святая Церковь для того, чтобы нас приготовить к достойной встрече великого христианского праздника — Успения Божией Матери, специально устанавливает посты. Я хочу вам напомнить слова стихиры, песнопения, в котором Церковь учит нас, что такое пост, как должно его проводить: Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть, и благоприятный (2-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и благоприятный пост для Господа. Удаление от этих пороков, от порочного состояния и составляет истинный пост. И прежде всего нам надо обратить внимание на удержание, обуздание своего языка. Это малый член, но если мы его не обуздаем, то он нас будет влачить во дни поста по дебрям всякой лжи, клеветы, осуждения и злословия. Также надо обратить внимание и на то, чтобы стараться из своего сердца удалить всякую ненависть, неприязнь по отношению к ближнему, стараться быть во всем и ко всем тихим, кротким, смиренномудрым, благоснисходительным и любовным. В особенности надо стяжать любовь как мать всех добродетелей… Потому что любовь составляет высшее благо в нашей христианской жизни и без любви все наши дела благочестия, как то: пост, молитва, воздержание, целомудрие, благотворительность — не будут иметь никакой нравственной цены. Все это не имеет истинного достоинства, если не будет любви к ближнему. И все отличие христианина именно в любви к ближнему. Без любви христианин не христианин. И христианство — не христианство. Любовь есть закон человеческого сердца, закон всякого нравственного, разумного существа.

Братия, мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, κέκ строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но τέκ, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм- вы.

(Первое послание к Коринфянам св. ап. Павла 3:9-17)

В то время понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Г еннисаретскую.

(Евангелие от Матфея 14:22-34)

Схиархим. Кирилл (Павлов). Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие о Господе братия и сестры!

Сегодня нашему вниманию предложено чудесное и для нас весьма драгоценное повествование из Евангелия о чудесном хождении Господа по морю, о спасении Им погибающих в морских волнах Его учеников и апостола Петра, пытавшегося пойти по волнам…

Братия и сестры, все, что мы здесь слышали, — все это в точности приложимо и к нам, погибающим и утопающим в волнах житейского моря. Земная жизнь наша, дорогие, имеет большое сходство с морем, поэтому она и называется в церковном песнопении житейским морем. Как море во время тишины бывает спокойно, не бывает на нем волн и поверхность его представляется гладкой и светлой, так и наша жизнь, когда не бывает в ней разных бедствий и несчастий, протекает тихо, спокойно и приятно. Но вот подул ветер, волны забушевали — и море взволновалось, готовое затопить не только малую лодку, но и большой корабль. Подобное и в нашей жизни. Настали бедствия, несчастья, забушевали страсти, явились искушения и соблазны, разыгрался грех — и жизнь потеряла свое спокойное течение, ровность, вышла из своей обычной колеи и готова погубить неопытного, нетвердого в христианских правилах человека.

Таким образом, нынешнее Евангелие учит нас о пользе и необходимости уединенной молитвы. Сам Господь Иисус Христос молился нередко в уединении. В уединении человек может вполне предаться молитве, потому что тогда ему ничто и никто не препятствует, тогда как среди людей, суеты людской предаться молитве вполне для большинства людей невозможно; возможно это лишь для опытных, научившихся везде и на всяком месте беседовать с Богом подвижников.

В положении, в котором оказались святые Апостолы, можем, конечно, оказаться и мы. И мы в своей жизни испытываем много страшных бед и скорбей, и представляется тогда нашему смущенному сердцу, что Господь Бог оставил и забыл нас, что мы погибаем совершенно, что нет нам ниоткуда помощи и спасения. Но дерзайте, дорогие братия и сестры, в это страшное время и не бойтесь, уповайте на Господа, а не на сыны человеческия (Пс. 145:3). Ни на одну минуту не забывайте того Божественного чуда, о котором слышали вы сегодня из Евангелия. Пусть это проявление Божественной любви Спасителя постоянно служит для нас ободрением и поддержкой в нашем плавании по житейскому морю.

Если посмотреть на земную жизнь человека, то она с самого рождения его, с самых юных лет до последнего вздоха полна скорбей и всяких превратностей. Жизнь человеческая, как внешняя, так и внутренняя в особенности, не может находиться все время в одинаковом положении и состоянии. В ней происходит постоянная смена явлений, одно положение сменяется другим. То находится человек в довольстве, спокойствии и счастье, то постигают его неудачи, беды и несчастья. Сегодня человек богат — завтра он беден; сегодня человек здоров и все здоровы, а завтра кто-нибудь заболел к смерти. Сегодня человек в почете и уважении — завтра он в бесчестии и унижении. И так вся жизнь человека полна превратностей.

Много других скорбей постигает человека, их и не перечесть. И все они посылаются с благой целью, для нашей же пользы. Как Апостолам Господь попустил противный ветер для того, чтобы укрепить в них веру, мужество и неустрашимость в перенесении бедствий, так и мы должны веровать: десница Божия промыслительно попускает нам эти бедствия, чтобы исправить нас. Господь попускает нам эти волны бурь, попускает впадать в злоключения для утверждения нас в добродетели; посылаемыми несчастьями смиряет нашу гордость и самолюбие, пресекает прихоти, не допускает до душевного расслабления, а самое главное — вразумляет нас, чтобы не на земле, а на Небесах искали мы своего истинного блаженства. Любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28), потому и должны мы всё, что от руки Божией посылается, терпеть с великодушием. Не скорбеть в скорбях нельзя, потому что мы люди, но надобно, чтобы и самая печаль была растворена благой надеждой, ибо мы — не без Бога. Вечер водворится плач, и заутра радость (Пс. 29:6). И сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125:5).

Но, кроме внешних потрясений, человек испытывает потрясения и внутренние. В жизни внутренней, душевной, в духовно-нравственном состоянии перемены происходят еще чаще, чем в жизни внешней. Здесь бурь, волнений, готовых погубить человека, еще больше. Внутреннее настроение человека может меняться ежеминутно. Мысли, чувства, желания постоянно сменяются одни другими, так что часто человек ни на чем не может остановиться. В душе его являются зачастую мысли нелепые, чувства непотребные, желания грязные, — и все это происходит помимо самой его воли. Мучают его внутренние страсти и пристрастия и влекут ко греху, а отсюда — и к погибели.

И нередко бывает борьба эта крайне тяжелой, и мы чувствуем в себе раздвоенность, борьбу духа с плотию. Дух устремляет наши желания к горней красоте и указывает нам дорогу к добродетелям, а плотские склонности низводят нас к земле, прельщают приятностью чувственных удовольствий и разрушают наши добрые желания и намерения. Вот как говорит об этом апостол Павел: По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего (Рим. 7:22-23), духом моим непорочное житие люблю, но что-то есть во мне тираническое, что не допускает меня до исполнения благого моего желания. И еще говорит святой апостол Павел: Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу (Рим. 7:18). И еще восклицает он же: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти (Рим. 7:24)? Такое состояние не есть ли то потопление, в котором находились ученики Христовы?

Но, дорогие братия и сестры, достойно нашего внимания из нынешнего Евангелия следующее обстоятельство. Когда апостол Петр просил у Господа позволения прийти к Нему по воде и Господь позволил ему, Апостол вышел из лодки и пошел по морю, как по суше, и волны ему не препятствовали, и ноги его не погружались. Но, видя сильный ветер, он испугался и, начав утопать, закричал: Босподи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? Значит, если бы не усомнился и не испугался, то свободно дошел бы до Господа, однако маловерие лишило его благодатной силы. Когда же воззвал он о помощи, Господь поддержал его и не допустил погрузиться в глубину. Посему, дорогие, не будем забывать этого никогда при несении выпадающих на долю нашу скорбей. Многие очень тяжкие скорби испытывают, но, как бы ни были тяжелы они, унынию никогда поддаваться не надо, не нужно думать, что жизнь безотрадна и никакого выхода нет. Твердо веруйте, что именно в несчастьях-то и близок к нам Господь. Сам испытавший такие скорби под тяжестью Своего Креста, Господь разве не утешит нас в переживаниях наших? Он всем управляет и каждого зрит и всем за слезы блаженство дарит. Пусть порой вы будете терпеть несчастья, но надейтесь на Бога, и печаль ваша в радость будет (Пн. 16:20). За мраком ночи всегда следует восход солнца, так и за бурею напастей наступит время отрадного мира и приятного спокойствия. Если есть печали, то будут и радости. Не познав горького, не познаешь и сладкого…

Возблагодарим же, дорогие, Господа за Его Божественную к нам любовь, за попечение Его о всей Церкви и каждом из нас, за то, что сохраняет Он нас от потопления. И помолимся Ему от души с любовью: «Господи, Ты — наш Творец, Спаситель и Искупитель. Ты — тихое наше плавание, и чудотворный Кормчий, и надежная пристань. Являйся всегда нам, когда бьют нас бури. Научи идти к Тебе с верою, не смущаясь бурным течением этой жизни со всеми ее опасностями, и в нужные минуты протяни руку помощи, как протянул Ты ее утопающему Петру. Если угодно Тебе послать нам искушения, то утверди и укрепи наши слабые силы в борьбе с ними, дабы нам не пасть под тяжестью их и не погибнуть для Царствия Твоего, уготованного для любящих Тебя от создания мира». Аминь.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх