Выпуск №21 (199),02.08.2020

ПРОРОК ИЛИЯ

(2 августа)

Илия (значение имени: «Бог мой Господь») — один из самых почитаемых ветхозаветных пророков. Его история рассказана в третьей книге Царств, также он упоминается и в других книгах Ветхого Завета и в Новом Завете.

Начало служения Илии — предсказание трехлетней засухи в наказание за отступничество царя Ахава (874-853 до Рождества Христова). Находясь под сильным влиянием своей жены Иезавели, Ахав построил в столице Израильского царства Самарии храм финикийскому богу Ваалу, чтобы сделать город религиозным центром, который мог бы конкурировать с Иерусалимом. Этот поступок превзошло прежние нечестивые деяния израильских царей. Скрываясь от преследований Иезавели, Илия убежал в пустыню к потоку Хораф, где вороны приносили ему пищу. Когда вода в потоке высохла, пророк по повелению Бога переселился в финикийскую Сарепту. Близ города он встретил вдову и попросил дать ему воды и лепешку. Она ответила, что в доме осталось совсем немного муки и масла. Илия пообещал ей, что мука и масло не закончатся, пока он будет пребывать в ее доме. Слова пророка чудесным образом исполнились. Когда от болезни умер сын вдовы, Илия обратился к Богу с просьбой воскресить отрока и юноша ожил. Увидев сына живым, вдова поверила в то, что перед ней подлинно пророк Божий.

После трех лет засухи, когда в уже не осталось корма для скота, Бог призвал Илию встретиться с царем Ахавом. Пророк обвинил царя в том, что покровительство культу Ваала и забвение единого Бога стали причинами бедствия. Илия предложил устроить в присутствии народа на горе Кармил состязание между ним и жрецами Ваала, которое показало бы, какой Бог является истинным. Для этого было необходимо построить два жертвенника, положить на них дрова и тельцов, но не подносить к ним огня, а ждать, когда огонь сойдет с небес. Жрецы Ваала долго взывали к своему богу и истязали себя, однако это не принесло никакого результата. Илия воздвиг жертвенник из 12 камней, что символизировало единство 12 колен израилевых, положил на него дрова и рассеченного тельца, выкопал вокруг него ров и попросил заполнить его водой. Затем пророк обратился с молитвой к Богу, и с небес сошел огонь, уничтоживший не только жертвенного тельца, но и камни жертвенника и ров с водой. При виде этого народ исповедал Яхве истинным Богом. Илия призвал схватить всех находившихся там жрецов Ваала и убил их у потока Киссон. А затем, спасаясь от гнева Иезавели, ушел в пустыню, где просил у Бога смерти, но ангел принес ему пищу для поддержания сил, необходимых для 40-дневного похода к горе Хорив (Синай). В пещере на горе, где Моисею были даны скрижали закона, Бог обратился к Илие и явился ему после сильного ветра, землетрясения и огня в «веянии тихого ветра». Бог призвал его вернуться обратно и сделать то, что он скажет: «…помажь Азаила в царя над Сириею», Ииуя — «в царя над Израилем», а Елисея — «в пророка вместо себя». Илия исполнил все повеления Бога и, придя в Израиль, призвал Елисея себе в ученики, бросив на него свою верхнюю одежду.

Илия предрек Ахаву гибель его самого и всей династии за совершенное царем беззаконие по отношению к Навуфею, который не согласился продать принадлежавший ему виноградник на границе с землей царя Ахава (ЗЦар. 21:1-3). По наущению Иезавели после ложного обвинения в богохульстве Навуфей был забит до смерти камнями, и Ахав вступил во владение землей убитого. Пророк встретил Ахава в винограднике и предсказал гибель его и всей его семьи. Но поскольку Ахав раскаялся в содеянном, Бог предвозвестил, что наказание за беззаконие совершится после смерти царя, во время правления его сына.

Когда сын Ахава Охозия во время болезни обратился к божеству Вельзевулу за предсказаниями, Илия послал сказать ему, что он будет наказан за это смертью (4 Цар 1. 2-6). Охозия дважды посылал к пророку по 50 воинов, чтобы арестовать пророка, но воины погибали от сошедшего с небес огня. С третьей полусотней воинов Илия пришел к царю и предсказал ему близкую кончину, что вскоре исполнилось.

Завершением земного пути пророка Илии стало его вознесение на небо в колеснице (4Цар. 2:1-11). Вместе с Елисеем он отправился к Иордану, который они перешли, после того как Илия ударил по воде своей одеждой и заставил реку расступиться. Елисей попросил пророка о том, чтобы на него перешел и в нем удвоился пророческий дар («дух») его учителя, Илия обещал ему это при условии, что он станет свидетелем его вознесения. Елисей увидел, как огненная колесница унесла его учителя, подобрал упавшую с него одежду и наследовал его пророческий дар.

Согласно книге пророка Малахии, Илия явится перед пришествием Мессии: «Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». Об этом же сказано в Евангелии от Луки. По словам Самого Христа, это пророчество исполнилось в Иоанне Крестителе, который пришел «в духе и силе Илии». Пророк Илия — один из свидетелей преображения Господня (Мф. 17:3), который говорил с Ним о Его исходе. В Послании апостола Иакова он приведен как пример человека, по искренней молитве которого пошел дождь (Иак. 5:17), то есть как пример веры в Бога.

Тропарь пророка Илии

глас 4

Во плоти Ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова Илия
славный, свыше пославый Елисееви благодать, недуги отгоняти и прокаженныя
очищати, темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак пророка Илии

глас 2

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоименит е, вещанием твоим
уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ
МАРИЯ МАГДАЛИНА

(4 августа)

Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, следовала за Иисусом Христом во время Его земной проповеди, присутствовала при Его распятии и погребении и была первой из людей, удостоившейся явления Воскресшего Господа.

Родилась в галилейском городе Магдала, близ Капернаума. В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается в нескольких эпизодах. Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9). Затем стала следовать за Господом, служа Ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3). Присутствовала на Голгофе при распятии и кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.), была свидетельницей Его погребения (Мф. 27:61 и др.). Мария стала одной из жен-мироносиц, которых ангел известил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8). Она первая увидела Воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к Нему дотронуться. Христос не разрешил ей это, но зато поручил возвестить апостолам о Своем воскресении (Ии. 20:11-18). Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии — главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

Проведя некоторое время после Пятидесятницы в Иерусалиме, Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Пресвятой Богородицей к апостолу Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах и проповеди. Стоит отметить, что больше всего сведений о Магдалине из четырех евангелистов сообщает именно Иоанн.

Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чем свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к Римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6). Вероятно, в связи с этим ее путешествием позже возникло пасхальное предание о встрече Марии Магдалины с императором Тиберием (14-37). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскрес!» С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение). Святая мирно скончалась и была погребена в Эфесе. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216— 1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

МУЧЕНИЦА ХРИСТИНА ТИРСКАЯ

(6 августа)

Мученица Христина жила в III веке. Она родилась в богатой семье. Отец ее Урван был правителем города Тира. Девочка отличалась необыкновенной красотой, и многие хотели жениться на ней. Однако отец Христины мечтал о том, чтобы дочь стала жрицей. Для этого он поместил ее в особое помещение, где поставил множество золотых и серебряных идолов, и велел дочери воскуривать пред ними фимиам. Две рабыни прислуживали Христине.

В своем уединении Христина стала задумываться над тем, кто же сотворил этот прекрасный мир? Из своей комнаты она любовалась звездным небом и постепенно пришла к мысли о Едином Творце всего мира. Она убедилась, что безгласные и бездушные идолы, стоявшие в ее покоях, ничего не могли сотворить, так как сами были сотворены руками человека. Она стала молиться Единому Богу со слезами, прося Его открыть Себя. Душа ее разгоралась любовью к Неведомому Богу, она все более усиливала молитву, соединяя ее с пощением.

Однажды Христина удостоилась посещения Ангела, который наставил ее в истинной вере во Христа, Спасителя мира. Ангел назвал ее невестой Христовой и предвозвестил ей будущий страдальческий подвиг. Святая дева разбила всех стоявших у нее идолов и выбросила их за окно. Когда мать стала просить ее вести себя по-человечески, Христина заявила, что отныне становится только «чадом Божьим».

Отец Христины Урван, посещая свою дочь, спросил ее, куда исчезли идолы? Христина молчала. Тогда, призвав рабынь, Урван узнал от них правду. В гневе отец начал бить дочь по щекам. Святая дева сначала безмолвствовала, а потом открыла отцу свою веру в Единого Истинного Бога и что своими руками она уничтожила идолов. Тогда Урван приказал убить всех прислуживавших дочери рабынь, а Христину предал жестокому бичеванию и бросил в темницу. Узнав о случившемся, мать святой Христины с плачем пришла к дочери, прося ее отречься от Христа и вернуться к отеческим верованиям. Однако Христина осталась непреклонной. На другой день Урван призвал дочь на суд и начал ее уговаривать воздать поклонение богам, просить прощения за свой грех, но увидел твердое и непреклонное ее исповедание.

Мучители привязали ее к железному колесу, под которым развели огонь. Тело мученицы, поворачиваясь на колесе, обжигалось со всех сторон. Затем ее бросили в темницу.

Ангел Божий явился ночью, исцелил ее от ран и подкрепил пищей. Отец, увидев ее наутро невредимой, приказал утопить в море. Но Ангел поддержал святую, камень погрузился, а Христина чудесно вышла из воды и явилась к своему отцу. В ужасе мучитель отнес это к действию волшебства и решил наутро казнить ее. Ночью же сам неожиданно умер. Присланный на его место другой правитель, Дион, призвал святую мученицу и также пытался склонить к отречению от Христа, но, видя ее непреклонную твердость, вновь предал жестоким мучениям. Святая мученица Христина долго была в темнице. К ней стали проникать люди, и она обращала их к истинной вере во Христа. Так обратилось около 3000 человек.

На место Диона прибыл новый правитель Юлиан и приступил к истязаниям святой. После различных мучений Юлиан велел бросить ее в раскаленную печь и затворить в ней. Через пять дней печь открыли и нашли мученицу живой и невредимой. Видя происходящие чудеса, многие уверовали во Христа Спасителя, а мучители святую Христину зарубили мечом.

Братия, умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.

(Первое послание к Коринфянам св. ал. Павла 1:10-18)

В то время Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

(Евангелие от Матфея 14:14-22)

Протоиерей Алексей Уминский.
Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. Умножение хлебов
.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Бывает так, что захочет человек в Церковь пойти — и не пойдет, потому что вспомнит, как много у него других дел. Захочет человек в сердце так искренне от души помолиться — и не помолится, потому что, оказывается, житейские заботы настолько его отяготили и утомили, что на молитву уже и сил нет. Захочет человек сделать доброе дело, всем сердцем захочет — и не сделает… Снова надо этому послужить, другому… третьему…

А вот мы сегодня слышали, как за Христом люди пошли. Пять тысяч мужей, не считая их жен и детей, пошли не в какое-то место приятное, удобное и комфортное, а в пустыню. Пошли туда, где вообще ничего нет, оставив все житейские попечения: дом, заботы свои, выгоду свою оставили, все забыли. Пошли, потому что не могли не пойти за Христом, по слову апостола Петра: Куда, Господи, нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни.

Вот эти глаголы вечной жизни оказались для огромной толпы людей важнее всего остального. Они оставались в пустыне со своими детьми, голодные, но вместе со Христом, и оказалось, что на свете нет ничего невозможного. Апостолы говорят: «Вот сколько человек и нечего им есть, так далеко они ушли от всякого жилья, что если пойдут, то по дороге просто ослабеют». А Христос говорит им: «Вы их накормите, вы». А у апостолов ничего не было, хотя их было двенадцать, а может быть и больше, — только пять хлебов и две рыбки. И они все это отдали Христу, который сказал: «Принесите мне, чтобы я это все умножил». Вот так — отдать все, что вы имеете, Христу. И они все отдали. Он благословил их приношение, и произошло чудо, Евангельское чудо о пяти хлебах, которое мы вспоминаем каждый Господский праздник, когда во время литии читаем молитву над пятью хлебами, чтобы Господь их для нас умножил.

Господь не только всех накормил, но еще осталось очень много, гораздо больше, чем было раньше. Это удивительный закон духовный: чем больше человек отдает другому, тем больше прибавляется. Чем меньше он себя жалеет, тем больше у него есть. Чем меньше он думает о себе, а о Боге и о ближнем, тем больше он человек, прежде всего — человек.

Удивительное чудо, которое дает понять эта притча: что такое быть в пустыне со Христом. Потому что быть в пустыне со Христом очень тяжело. Когда мы живем в этом мире, нам кажется, что мы со Христом, что мы наполнены Им, но это не так. Нас наполняет, прежде всего, суета этого мира, попечения житейские, то, к чему мы привыкли, пища этого мира нас наполняет, а Христос — как бы приправа к этой жизни. Нам так очень удобно: у нас и это есть, и вроде как мы со Христом, вроде бы и в Бога верим, в Церковь ходим, приобщаемся Таинств…

А вот в пустыне быть со Христом, когда нет ничего и никого, кроме Христа, — это и есть настоящая христианская жизнь. Нет никакой другой жизни христианской, кроме как жить со Христом. Христос именно этого от нас и хочет, именно к этому и призывает, чтобы мы могли остаться без этого мира. Нам кажется, что вот сейчас мы от мира оторвемся и погибнем, нас не будет. Настолько много у нас своего, настолько много земного, смертоносного, что нам кажется, что смерть это жизнь, а жизнь это смерть.

Когда человек остается в пустыне со Христом, только он и Христос, он и ангелы, и ничего другого, он очень часто испытывает и тяжесть, и скорбь, испытывает и томление, желание из этой пустыни убежать, зацепиться за что-то привычное. Но вот мы видим пример этих людей, иудеев, которые все оставили и пришли за Христом в пустыню. И как в этой пустыне Господь оказывается рядом! Когда люди оказались готовыми на подвиг, оказались готовыми жизнь свою положить за Христа вместе со своими женами и детьми, по-настоящему, до конца, как Он был им близок, как милостив! Как в этой пустыне Господь никому не дает оскудеть и не удержаться! Как Он каждого человека делает Своим и до конца наполняет Собой! Как Он умножает те крохи духовных дарований, которые в каждом из нас есть по нашему рождению, по нашему происхождению от Христа! В каждом из нас есть и образ Божий, и начатки Его подобия, и заложены добродетели — как путь, как крупицы, как пять хлебов. И в пустыне Господь милует людей и умножает все их духовные дарования, готовит к внутреннему преображению. Он преображает их восшествием вместе с ним на подвиг.

Именно в пустыне Господь может это сделать: в пустыне Он умножает в каждом из нас Свои великие духовные дары; в пустыне, когда мы вместе со Христом, происходит чудо умножения малых хлебов, когда они не только умножаются, но еще и с переизбытком остаются так, что остается и для других, для тех, кто еще в пустыню не пришел, кто еще далек от Христа, кто может питаться только от нас этими крохами. Мы это знаем, потому что об этом читали, потому что видели, как это случается…

Но когда это касается каждого из нас, когда нас Господь зовет в пустыню, чтобы преобразить Своим Словом, чтобы даровать Свою жизнь настоящую, почему-то мы не идем. Мы знаем, чувствуем, что это нам необходимо, нам и хочется идти, но мы не идём… И вот этим чтением Господь еще раз нас призывает. Мы хотим жизни? Мы хотим по-настоящему жить со Христом? Если мы хотим этого, то должны быть с Ним в пустыне. Аминь.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх