Выпуск №52(172),10.11.2019

СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

(10 ноября)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. Его отец Савва Савич и три младшие сестры Памфилия, Феврония и Параскева впоследствии приняли монашеский постриг.

В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий — в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность.

Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) 23 мая 1675 года рукоположил Димитрия во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. В Киеве святитель Димитрий познакомился с игуменом (впоследствии митрополит) Стефаном (Яворским), ставшим его ближайшим другом.

Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление церковнославянский Четиих-Миней (книги житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно).

Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Прибыв в Ростов 1 марта 1702 года, святитель, прежде всего, посетил Яковлевский монастырь и указал место своего будущего погребения в юго-западном углу храма Святой Троицы. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам… не себе угождати… но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися». Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов.

Указывая на недостатки местного духовенства — необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям — и на невежественность и равнодушие к Церкви мирян, святитель видел свою задачу в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства. С этой целью 1 сентября 1702 года в архиерейском доме была открыта ростовская грамматическая школа. В ней учились около 200 человек, преимущественно дети священников, принимались подростки и из других сословий.

При святителе Димитрии в епархии было построено немало храмов, некоторые он освятил лично. В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Также он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.

Житие Ростовского святителя и местное предание сохранили сведения о его аскетических подвигах и духовных дарованиях. Митрополит Димитрий был строгим постником, на первой и последней неделях Великого поста вкушал пииту один раз, значению поста посвящены многие его проповеди. Он часто подолгу молился, лежа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах изнурял себя, подставляя тело мошкаре. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для нуждающихся и увечных, поучаясь у них терпению. Житие святителя Димитрия содержит подробный, со ссылкой на свидетелей рассказ об исцелении им бесноватой Татьяны Романовны — жены священника церкви во имя Григория Богослова в архиерейском доме Максима Парфёнова. 23 декабря 1707 года по молитве святителя Димитрия в ростовском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре исцелилась девица Евфросиния из деревни Поречье, которая 5 лет была «мучима от духов нечистых».

Святитель Димитрий преставился 28 октября 1709 года, никакого имущества после его смерти не нашли, только книги и рукописи. Согласно духовному завещанию митрополита он был похоронен в Троицком соборе Яковлевского монастыря, отпевание друга при большом стечении народа совершил митрополит Стефан (Яворский).

Прославлен для общецерковного почитания указом Синода от 29 апреля 1757 года. Память совершается 28 октября/10 ноября (день преставления) и 21 сентября/4 октября (день обретения мощей).

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЗИНОВИЙ И СЕСТРА ЕГО ЗИНОВИЯ

(12 ноября)

Священномученик Зиновий, епископ Егейский, и его сестра Зиновия претерпели мученичество в конце III или начале IV века при императоре Диоклетиане.

Родились они в городе Эги в Киликии (территория современной Турции) от благочестивых родителей, с детства были воспитаны в святой христианской вере и вели праведную жизнь.

Когда родители умерли, юная Зиновия решилась отречься от всякого имения и жить в нищете и безмолвии, соблюдая свою душу и тело в целомудрии для Царства Небесного. А Зиновий, приняв наследство родителей, раздал его нищим и скоро уподобился в нищете Зиновии. За благотворительность и богоугодную жизнь Господь наградил Зиновия даром исцеления различных болезней. Именем Иисуса Христа святой избавлял тяжелобольных от недугов.

Впоследствии Зиновий стал епископом Эгийским (Эгейским); за помощью к нему приходили даже язычники. Так, он исцелил от рака груди жену некоего индийца, после чего крестил всю их семью.

Когда император Диоклетиан воздвиг на христиан гонение, наместник Киликии Лисий повелел доставить к себе Зиновия и потребовал от него принести жертву идолам. «Я буду говорить с тобой кратко, — сказал Лисий святителю. — Прелагаю тебе: жизнь — если поклонишься нашим богам, и смерть — если не поклонишься». Святой ответил: «Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду».

После отказа святого служить языческим богам, Лисий приказал бить его «до тех пор, пока Христос не придет ему на помощь». Узнав об этом, Зиновия явилась к Лисию, чтобы разделить участь брата: «Я — христианка, как и брат мой. Я исповедую того же единого Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Потому повели и меня так же мучить, как мучишь ты моего любимого брата. Я хочу выпить ту же чашу страданий и венчаться тем же венцом». Их поместили на раскаленное железное ложе, но оно остыло от крови мучеников. Тогда Лисий повелел бросить мучеников в кипящую смолу, но она превратилась в холодную воду. Наконец их вывели за стены города и обезглавили, и святые Зиновий и Зиновия преставились от временной жизни к вечному покою и радости в Царстве Небесном. Ночью пресвитеры Гаий и Ермоген похоронили останки святых мучеников.

БЕССРЕБРЕНИКИ И ЧУДОТВОРЦЫ
КОСМА И ДАМИАН АСИЙСКИЕ

(14 ноября)

Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья, родились в Асии — так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно.

Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Их отец- язычник умер, когда дети были еще маленькие. Мать — христианка, по имени Феодотия, воспитала Косму и Дамиана в страхе Божием и любви к добродетели. Поэтому Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобной и творит ее память вместе с сыновьями.

Когда Косма и Дамиан подросли, мать отдала их учиться грамоте и врачебному искусству. Господь благословил их благое намерение и даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. Но лечили они не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем, окроплением святой водой. Это привлекало к ним множество болящих всякого рода. За исцеления платы братья не взимали, но считает для себя милостью Божией и благом, если ему предоставляется возможность потрудиться безвозмездно Христа ради, за что и были названы бессребренниками, или безмездниками.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из села в село, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

Но не только на людей простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных: они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление.

Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так знали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет бессребренничества. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего.

Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По смерти святые бессребреники совершили много чудес.

Братия, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

(Послание к Палатам св. ап. Павла, 2:16-20)

В то время прибыл Иисус в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

(Евангелие от Луки, 8:26-39)

Протоиерей Вячеслав Резников. Проповедь на Евангельское чтение

В Евангелии находим много примеров изгнания бесов. Но сегодняшнее чтение особенно много открывает о свойствах злых духов. Во-первых, поражает их сила, и та власть, которую они могут брать над человеком, и тот ужас, который могут наводить. Гадаринский бесноватый был так страшен, «что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыню».

Но тут же видим и слабость, и даже совершенное бессилие бесов. Они не могут переступить черту, которую проведет Бог. Они так и не смогли погубить свою жертву, и даже не смогли увлечь ее подальше от берега. Бесноватый, «увидев Иисуса», «пал пред Ним», чего бесы, конечно, не могли желать.

Видим беспредельную наглость бесов: мучая человека, и не собираясь этого прекраіцать, они еіце смеют просить не мучить их.

Узнаем, что бесы, это — духи, не занимаюіцие пространства: вот, в одном человеке — целый легион. Но находиться они могут лишь в одном месте: сейчас они здесь, но скоро будут изгнаны, рассеются, и войдут во множество других суіцеств.

И снова видим их бессилие пред Богом: даже в свиней не могут войти без Его разрешения. Но опять же видим и огромную силу, когда Бог предает кого-либо в их руки: вот, стадо мирных животных вдруг рванулось с места и погибло в море.

Видим их нетерпеливость: они спешат наброситься на свои жертвы. Действуя более скрытно, они могли бы принести гораздо больше вреда.

Но видим и хитрость, и разум в иных случаях: они не трогают жителей Гадаринской страны, не терзают их, зная, что они и так им принадлежат. Как однажды во время недавней борьбы с алкоголем один человек сказал: «как же хочет сатана, чтобы мы пришли к нему трезвыми»! Пьяный протрезвится и опомнится. Освобожденный от бесов сядет «у ног Иисуса», одетый «и в здравом уме». Но что сказать о том, кто свободно и трезво делает бесовское дело? А ведь так и поступили гадаринские жители, спокойно и вежливо попросив Его «удалиться от них».

Видим и то, как Господь использует силу бесов во вред им же самим. Он наглядно, на низшей твари, показывает людям, что им грозит. Тех, кто создан «во Христе на добрые дела», Он учит помнить о своем достоинстве. И ужасаться надо не гибели бессловесных животных, рожденных «на уловление и истребление» (2Пет.2:12), а тому, что ждет нас, разумных, богоподобных, и даже уже спасенных Господом Иисусом, если отгоним Его от себя своими делами, своей жизнью.


Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх