Выпуск № 44 (164),22.09.2019

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

(22 сентября)

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) происходил из семьи дворян-вотчинников Волоцкого уезда. Прадед святого Александр Саня был выходцем из Литвы. Иван первым в семье принял постриг, но позднее перешли в монашество трое его младших братьев, отец, мать и трое племянников.

В возрасте семи лет отрок был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви.

Около 1459 года в возрасте двадцати лет Иван решил принять монашеский постриг и отправился в тверской Саввин монастырь, однако сквернословие мирян в монастырской трапезной неприятно поразило благочестивого юношу, и он ушел в Боровск к преподобному Пафнутию. 13 февраля 1460 года Иван был пострижен в монашество, старец Пафнутий взял его к себе в келью, «уча и наказуя иноческому жительству». Первоначально Иосиф проходил послушание в поварне, хлебопекарне, больнице, затем был поставлен певцом в церкви. Он пользовался особым доверием игумена. В Пафнутиевом Боровском монастыре приняли монашеский постриг братья преподобного Вассиан и Акакий, а затем и племянники Досифей и Вассиан. Больного отца Иосиф поселил в своей келье и 15 лет ухаживал за ним.

В 1477 году, после смерти преподобного Пафнутия, монах Иосиф был назначен игуменом монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы На первом этапе братию обители составили монахи, пришедшие из Пафнутиева монастыря, и постриженики из числа небогатых волоцких вотчинников. Преподобный Иосиф постригал также людей низкого социального происхождения и даже беглых холопов, охотно принимал пострижеников из других обителей. Постепенно в монастыре появились иноки из числа приближенных волоцкого князя, боярские дети.

При поддержке удельного князя Бориса Волоцкого в монастыре активно велось каменное строительство: Успенский собор, церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»; теплая церковь в честь Богоявления, кирпичная трапезная и хлебня.

Жизнь в обители была организована в соответствии с требованиями написанного преподобным Иосифом монастырского Устава, в котором он обобщил все лучшее из практики русских общежительных монастырей. В первоначальной, Краткой редакции Устава последовательно проводились принципы строгого монашеского общежития, полного равенства монахов и отказа от собственности. В Уставе изложены требования неукоснительного соблюдения монашеской дисциплины (посещения церковных служб, запрещения отлучек из монастыря, разговоров на трапезе и в кельях, обязательности послушаний). Сам игумен во всех монастырских службах подавал пример братии. Монастырь вел широкую благотворительную деятельность. В обители строго соблюдалось указание игумена «келарю и казначею, дабы никто не сшел с манастыря, не ядши». В период сильного голода он кормил от 400 до 700 человек и принял на содержание 50 детей. Преподобный Иосиф повелел израсходовать на помощь голодающим все запасы и занимать деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом монахов, которые обвиняли его в безрассудстве: «…нас переморит, а их не прекоръмит».

Только пожалование по 1 тыс. четвертей ржи и овса и 100 р. Великого князя Василия III позволило обители восстановить запасы.

Преподобного Иосифа отличала огромная эрудиция, основанная на глубоком знании Священного Писания и святоотеческой литературы. Его излюбленными авторами были святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, преподобные Иоанн Дамаскин, Никон Черногорец и Ефрем Сирин.

Он занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.

На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников.

В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского Устава.

Авторитет Волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники и в их числе многие церковные иерархи. Во второй половине XVI века представителей этой школы стали называть «иосифляне».

В последние годы жизни святой тяжело болел, перед кончиной принял схиму.

Преставился он 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году. Мощи и вериги преподобного покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря. 14 июня 2009 года около монастыря открыт бронзовый памятник преподобному Иосифу.

7 декабря 2009 года по благословению Патриарха Московского и всея Руми Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

(24 сентября)

Святой Силуан Афонский (мирское имя – Симеон) родился в 1866 году в с. Шовском Тамбовской губернии в семье крестьянина Иоанна Антонова. Его родители были неграмотными, однако благочестивыми, мудрыми, чуткими и отзывчивыми людьми. Несмотря на бедность, они отличались гостеприимством, помогали нуждавшимся. Иногда им приходилось делиться даже из скудного запаса, последним. Сам Симеон всегда отзывался о матери и отце с любовью и теплотой.

Будучи трудолюбивыми и хозяйственными людьми, они всегда находили время для посещения храма.Симеон любил присутствовать за богослужением вместе с родителями. Здесь он знакомился со словом Божьим, с историей жизни святых.

В рабочее время Симеон трудился вместе со взрослыми: помогал отцу в поле, а иногда старшие братья брали его с собой на строительство. Отличался здоровьем, выносливостью и огромной физической силой.

В19лет Симеон решил поступить в Киево-Печерскую лавру,но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в саперном батальоне.

Постепенно мирские соблазны и удовольствия стали затягивать Симеона все сильней и сильней, а вскоре и вовсе перевесили желание отложиться от мира. Мысль о монашестве отошла (до времени) на второй план.

Однажды, когда Симеон возвратился с очередного гулянья и заснул, не то в полудреме, не то в тонком сонном видении он вдруг увидел себя словно бы извне. При этом он воочию созерцал, как в него проникал отвратительный змий. Ощутив омерзение и ужаснувшись, Симеон пробудился и тут же услышал таинственный голос. Это был голос Пречистой Божией Матери.

Богородица разъяснила, что как ему было противно глядеть на глотание змея, так и Ей тяжко смотреть на его греховную жизнь. После этого случая он вновь воспламенился ревностью о Господе, загорелся желанием жить по закону Божьему, в согласии с совестью.

Тяготы воинских обязанностей не пугали Симеона. Армейская служба способствовала укреплению характера, приучала к ответственности и исполнительности. Все больше и решительнее думал он о монашеской жизни, далекой от мирских соблазнов и бессмысленной суеты. Несколько раз Симеон жертвовал накопленные деньги на нужды Афонских монахов. По этому поводу между его сослуживцами сложилась поговорка, что он пребывает умом на Святой Горе и на Страшном Суде.

Ближе к концу своей военной службы Силуан поехал повидаться с о. Иоанном Кронштадтским, но встреча не состоялась, и он оставил короткую записку. Она состояла всего из нескольких слов: «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал». Возвратившись после прохождения службы домой, Симеон пробыл там несколько дней, а затем, собравшись в дорогу и приготовив подарки, простился с близкими и отправился на Афон. Прибыв на Святую Гору в 1892 году, он поступил в Русскую Пантелеймонову обитель.

Первое время трудился на мельнице. Затем ему стали назначать другие послушания. Биограф Силуана архимандрит Софроний (Сахаров) описывает жизнь старца в Свято- Пантелеимоновом монастыре следующими словами: «Вводился брат Симеон в духовный подвиг вековым укладом Афонской монастырской жизни, насыщенной непрестанной памятью о Боге: молитва в келлии наедине; длительные богослужения в храме; посты и бдения; частая исповедь и причащение; чтение, труд, послушание».

Физический труд был ему по плечу, ведь он вырос в крестьянской семье, прошел армию. Гораздо сложнее было противостоять искушениям. В какое-то время Симеон настолько пал духом, что предполагал оставить обитель. И лишь мысль о том, что он вновь огорчит Божью Матерь, отрезвила смутившийся дух.

В другой раз он испытал искушение самомнением. Терзавшие его помыслы разрушали зачатки смирения, способствовали формированию гордости и тщеславия. В конце концов посредством молитв, послушания и советов священников Симеон преодолел и это искушение.

Но здесь его подстерегала другая опасность:чрезмерное, вплоть до отчаяния, осознание личной ничтожности, разуверение в возможности спасения. Тогда милосердный Господь вознёс Его духом в Горнее Царство. Почувствовав присутствие Вседержителя, Симеон ощутил, что он словно наполнился благодатью «мученичества». Этот благотворный опыт переживания встречи с Небесным Царем запомнился ему на всю жизнь.

Однажды познав сладость Рая, он всеми силами стремился к стяжанию благодати, усилил подвиги, борьбу с лукавыми помыслами. Позднее он сравнивал человека, утратившего через грех благодать, с малым дитятей, лишившегося радости общения с матерью.

Своих учеников Симеон не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. В качестве ближайшего примера для подражания он всегда держал в памяти деятельность Серафима Саровского, великого молитвенника и светильника Русской земли.

В 1896 году Симеон принял монашеский постриг и новое имя – Силуан, а в 1911 году был возведен в схиму.Возрастая возрастом духовным, он увеличивал подвиги. Стремясь подчинить себя Богу, усиливал воздержание и смирял себя едва ли не во всем: ел мало, содержал строгий пост; часто ограничивал сон двумя часами в сутки, при этом спал урывками, не ложась, а сидя на небольшом табурете; всю ночь отдавал молитве.

Со временем в молитвах старца все чаще стали звучать прошения о мире, грешащем и забывающим Творца. Эти прошения сопровождались скорбью и любовью. Молитвам за ближних отец Силуан предавал огромное значение и в некотором отношении сопоставлял их с пролитием крови за людей. Он считал, что благодаря молитвам сохраняется мир, а когда молитва ослабнет, мир не устоит.

Прожив долгие годы по правилам общежительного устава, старец никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению.

Скончался прп. Силуан 24 сентября 1938 года. От его поучений до нас дошли некоторые, в том числе записанные и составленные воедино в виде пособий другими людьми, как то: Иеромонах Софроний «Старец Силуан Афонский», епископ Диоклийский Каллист «Спасение по учению преподобного Силуана Афонского».

Память обновления (освящения) храма
Воскресения Христова в Иерусалиме

(26 сентября)

Праздник установлен в память завершения строительства и обновления (то есть освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, более известного в настоящее время как Храм Гроба Господня. Это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Иисуса Христа – Голгофа и Гроб Господень, а также другие святые места, связанные с искупительной жертвой Спасителя, Его Крестными страданиями и Воскресением.

В 325–326 годах святая равноапостольная царица Елена, мать святого императора Константина, совершила паломничество в Палестину, посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий.

Царица Елена обрела Честной и Животворящий Крест Господень, обнаружила места Распятия и погребения Иисуса Христа (в то время на них стояли языческие храмы Венеры и Юпитера).

Император Константин приказал разрушить языческие капища и возвести над Гробом Господним величественный храм. Император руководил работами через Иерусалимского епископа Макария, он распорядился вести строительство, не считаясь с затратами, чтобы этот храм был «…великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений».

Через десять лет строительство было завершено и 13 (26 по новому стилю) сентября 335 года в Иерусалиме при большом стечение епископов состоялось освящение Храма Воскресения Христова; в праздничное торжество в честь Обновления, как дополнительное, вошло и воспоминание обретения святого Креста Господня (нынешний праздник Крестовоздвижения).

Уже в конце IV веке праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников наряду с Пасхой и Богоявлением. Он отмечался в продолжение восьми дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество паломников, в т. ч. и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии; совершалось таинство Крещения; народу для поклонения выносился Крест Господень.

Постепенно древняя иерусалимская литургическая традиция, в том числе торжество Обновления, частично утрачивается, чему способствовало нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году. Воздвижение Честного и Животворящего Креста, как событие универсальное и не столь сильно связанное с конкретным географическим местом, становится более значительным, основным праздником и получает широкое распространение на Востоке. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

В России праздник получил второе именование – Воскресение словущее. Словущее – означает «так называемое» (от глагола «слыть» – быть известным). Это отличает его от главного праздника в христианстве – Воскресения Христова (Пасхи). Посвященные этому торжеству храмы носят название церкви Воскресения Словущего. По сложившейся традиции на престольный праздник (26 сентября) в этих храмах совершается богослужение по Пасхальному чину, как в Светлую седмицу.

Братия, видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

(Послание к Галатам св. ап. Павла 6:11–18)

Братия, утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды. Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

(Второе послание к Коринфянам св. ап. Павла 1:21–2:4)

Сказал Господь: никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

 (Евангелие от Иоанна 3:13–17)

Сказал Господь притчу сию: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

(Евангелие от Матфея 22:1–14)

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх