Выпуск №7 ( 1 2 7 ) , 1 0.02.20 1 9

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И
ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ

(10 февраля)

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской — праздник в честь святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям за веру после Октябрьской революции 1917 года.

Эпоха гонений на Церковь, продолжавшаяся в нашей стране в течение 70 лет в XX веке, явила миру великий сонм исповедников и новомучеников. Они предпочли смерть отречению от Христа и сегодня в торжествующей небесной Церкви молятся за нас и за наше Отечество. Праздник установлен определением Священного Синода от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов и отмечается 7 февраля — в день памяти убиения митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), — в случае совпадения этого числа с воскресным днем, или же в ближайшее воскресенье, если 7 февраля приходится на будни.

На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен. Вот лишь некоторые из них. Священномученик Петр Скипетров, протоиерей, первомученик Петроградский, память 1 февраля. Настоятель Скорбященской церкви, что на Стеклянном заводе, возведенной на месте явления в 1888 году чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Кроме приходского служения отец Петр нес многие епархиальные послушания: с 1886 по 1892 год он преподавал Закон Божий в начальных Санкт-Петербургских училищах; с 1895 по 1897 год исполнял обязанности члена попечительства церкви святой мученицы царицы Александры при детском приюте великой княгини Александры Николаевны; с 1901 года был законоучителем в Громовском приюте преподобного Сергия; с 1907 года — следователем 5-го столичного благочиннического округа; с 1914 года — членом правления Санкт-Петербургской Духовной семинарии. За ревностное и беспорочное служение в 1912 году он был возведен в сан протоиерея. В 1918 году на пороге епархиального управления вступился за женщин, оскорбляемых красноармейцами, и был убит выстрелом в голову. У отца Петра остались супруга и семеро детей.

Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский, память 7 февраля.

Владыка Петр служил в разных епархиях, Нижегородской, Тверской, Воронежской, и везде пользовался любовью и авторитетом среди верующих. Был прекрасным оратором и проповедником, поощрял уставное богослужение и общенародное пение, учил детей Закону Божию. Когда весной 1922 года начался голод в Поволжье, владыка обратился к пастве с призывом оказать возможную помощь голодающим и распорядился передавать из храмов все ценные вещи, кроме предметов, необходимых для богослужения. Сам он все это время ежедневно служил как простой священник. Архиепископ Петр успешно противостоял обновленческому расколу, обращая к себе сердца истовым служением и нелицемерной любовью к прихожанам. Эта деятельность владыки столкнулась с резким неприятием властей — его неоднократно вызывали в милицию и ГПУ. При этом верующие создали группу из 10-12 человек для охраны владыки, пытались устроить манифестацию в его защиту от административного произвола.

При очередной попытке в августе 1926 года допросить архиерея за ним следом пришло около трехсот верующих, которые были рассеяны конной милицией. Деятельность владыки Петра вызывала неприятие и руководящего сотрудника ГПУ Тучкова, который настаивал на его удалении из Воронежа.

В ночь на 29 ноября 1926 года архиепископ был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Для отбытия наказания отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Исполнял обязанности сторожа, потом счетовода на продовольственном складе, где для пресечения воровства состояло только православное духовенство. У него была возможность служить в уцелевшей церкви Онуфрия Великого. Строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков архиепископа Илариона (Троицкого) был избран ссыльными архиереями главой соловецкого православного духовенства. Владыка Петр возглавлял тайные богослужения, а когда власти отобрали антиминс, то службы совершались на его груди.

Писатель Олег Волков, также бывший соловецким узником, вспоминал: «Неуязвимый из-за высоты нравственного своего облика, он и с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издевку над заключенными. При встрече они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия. На что он отвечал как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением». Архиепископ Петр умер от тифа в Анзерском скиту 7 февраля 1929 года.

Мученик Дмитрий Ильинский, псаломщик, память 17 февраля. Мученик Димитрий служил псаломщиком в храме Иоанна Предтечи в родном селе Ново-Рождественское Московской губернии; за свою добродетельную жизнь пользовался большим уважением прихожан.

После революции начались гонения от безбожных властей, и Дмитрия Ивановича стали предупреждать, что и его арестуют. Одно время ему предлагали уйти из храма и устроиться работать в сельсовет, но он отказался, не желая предательством Церкви покупать себе жизнь.

В 1936 году власти приняли решение о сносе храма Иоанна Предтечи, но духовенство, клир и прихожане встали на защиту своей церкви. 4 сентября 1937 года священники храма, староста, псаломщик Дмитрий Ильинский и одна из активных прихожанок Ольга Евдокимова были арестованы и заключены в Таганскую тюрьму в Москве. Храм после ареста священников был закрыт. Дмитрия Ивановича приговорили к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он скончался в заключении 17 февраля 1938 года и был погребен в безвестной могиле. Преподобномученица Вера Морозова, послушница, память 26 февраля. Родилась в 1870 году в городе Торжке Тверской губернии в семье портного Семена Морозова. Когда ей исполнилось двадцать лет, она поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, где подвизалась до его закрытия в начале двадцатых годов. После того как монастыря не стало, она вместе с другими послушницами и монахинями сняла комнату в доме на Тихвинской улице, где они стали жить, стараясь сохранять монастырский устав, а зарабатывали рукоделием. Послушница Вера работала санитаркой в туберкулезном институте.

28 октября 1937 года член коммунистической партии, осведомитель и одновременно дежурный свидетель, живший в том же доме, что и монахини, по просьбе сотрудников НКВД подписал документ с лжесвидетельствами. На основании этого лжесвидетельства Вера Семеновна Морозова была арестована, допрошена и приговорена к расстрелу. Послушница была расстреляна 26 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ

(11 февраля)

Священномученик Игнатий Богоносец — епископ Антиохийский, один из мужей апостольских, пострадал в гонение императора Траяна (98- 117).

О жизни священномученика известно немногое. Родился он, вероятно, в Антиохии в Сирии. Предание свидетельствует, что он был непосредственным учеником апостола Иоанна Богослова, в юности мог видеть и слышать в Антиохии апостолов Петра и Павла. Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове Игнатию» утверждает: «Он близко обращался с апостолами и почерпал от та духовные струги.. с ними воспитывался и везде при них находился, имел общение с ними и в речах и в неизреченном, и был признан ими достойным такой власти».

Стал преемником апостола от 70-ти Евода на Антиохийской кафедре.

В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать Ангельское пение. По образцу Ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

В 106 году император Траян повелел совершать всюду жертвоприношение языческим богам по случаю своей победы над скифами, но епископ Игнатий воспротивился этому, за что был приговорен к смерти. После вынесения приговора его заковали в кандалы и в сопровождении солдат отправили в Рим, где его должны были растерзать львы на глазах у публики. Игнатий с радостью воспринял приговор и охотно отправился в крестный путь. Из Сирии до Рима его сопровождали десять римских воинов, которых он за жестокость называл «леопардами», с ним были и рабы-христиане.

Путь епископа пролегал через различные города, христианам которых он направлял свои послания. Семь посланий сохранились до наших дней. Эти послания представляют собой потрясающее свидетельство духовного героизма и непоколебимости христианского епископа перед лицом приближающейся смерти. Обращаясь к христианам Рима, Игнатий просит их не ходатайствовать об отмене или смягчении казни: «Я пишу Церквам и всем говорю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня бытъ тгшею зверей гг посредством ггх достгггнутъ Бога. Я пшеница Божия: пустъ ггзмелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».

После казни мощи Игнатия были собраны и перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви священномученика Климента, папы Римского. Наименование «Богоносец», которое священномученик употреблял по отношению к себе в начале посланий («Игнатий, он же Богоносец»), возможно, представляло его второе, греческое, имя. Значение этого имени как «носящий Бога» встречается в Антиохийском мартирологе, где Игнатий на вопрос императора Траяна: «А кто такой богоносец?» — ответил: «Имеющий Христа на груди».

МУЧЕНИК ТРИФОН

(14 февраля)

Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада. Скромные и благочестивые родители привили ему любовь к святым евангельским добродетелям. С юных лет Господь даровал Трифону силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244).

Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы — веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.

Когда на царский престол вступил император Деций (249-251), жестокий гонитель христиан, эпарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру: «В жизни я руковожусь свободною своею волею, служа единому только Христу. Христос — вера моя, Христос — похвала моя, и венец славы моей».

Его подвергли жестоким истязаниям, били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божии. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.

Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в котором он пострадал, но святой Трифон в видении повелел перенести его тело на свою родину в селение Кампсаду. Это и было исполнено.

Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю — мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, держащего царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона. Мученику Трифону особо молятся об исцелении от телесных недугов, в болезненном состоянии, в случаях порчи плодов, во время голода.

Сын мой Тимофей, слово это верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

(Первое послание к Тимофею св. ап. Павла 4:9-15)

Братья, знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

(Послание к Римлянам св. ап. Павла 8:28-39)

В то время пришел Иисус в Иерихон. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

(Евангелие от Луки, 19:1-10)

Сказал Господь: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет,- терпением вашим спасайте души ваши.

(Евангелие от Луки, 21:8-19)

Митрополит Антоний Сурожский.

Закхей-мытарь

Мы вспоминаем сегодня Закхея-мытаря. Имя “Закхей” значит “праведность”, “справедливость”; как несуразно это имя в контексте его жизни, с какой горькой насмешкой, должно быть, люди думали о том, как этот человек назван и как он живет. Все люди, которые были им унижены, обездолены, окрадены, притесняемы, вероятно, произносили его имя, принимая его как оскорбление, как насмешку: как можно такого человека назвать таким именем, сделать его знаком таких великих, святых вещей как праведность, справедливость, когда вся его жизнь — глумление над справедливостью, когда вся его жизнь — служение маммоне неправды?

Но вот пришел какой-то час; и этот человек, чья жизнь была так уродлива, была в таком противоречии с его именем и как бы его глубинным призванием, вдруг оказался лицом к лицу со Спасителем Христом. Он захотел Его видеть и для этого не побоялся подвергнуться глумлению, насмешкам своих сограждан: человек, вероятно, пожилой, по­земному достойный, богатый, взбирается на дерево, потому что он слишком мал ростом, чтобы через головы других людей увидеть Спасителя. И Спаситель, проходя мимо, как говорит Евангелие, его видит; разве Он не видел других людей? Конечно, видел! Но в тот момент Христос заглянул в глубины этого человека и увидел, что не напрасно он назван святым именем справедливости, святым прозвищем праведности… И Он его подозвал к Себе; Он поверил самому святому, что в этом человеке было где-то зарыто — зарыто всей его жизнью, затуманено всем; Он вошел в его дом; и когда Закхей вгляделся в своего Спасителя, увидел в Нем полноту человеческого величия, бесконечную крепость и бесконечное милосердие, любовь до креста, жалость и сострадание и вместе с этим неумолимые правду и праведность, — он сломился, годы и годы недостойной жизни вдруг, как пыль, разлетелись, и остался перед Христом настоящий, подлинный человек, способный на покаяние, способный сказать, что, если он чем обидел кого бы то ни было, достаточно тому человеку прийти и потребовать исправления неправды: он четверицею ему возвратит; или, если он кого-нибудь унизил или оклеветал, — он ему все сполна отдаст…

Он поверил во Христа; он поверил в себя самого, он поверил в человеческое величие, в святость и дивность человеческого призвания; он почувствовал, что быть таким, каким он прожил все годы своей жизни, — недостойно; он захотел вырасти, как говорит сегодняшнее Послание, в полную меру роста Христова, вырасти в стать человека. Через веру он действительно стал сыном Авраама…

Что же нам мешает пройти тем же путем? В прошлое воскресенье нам был представлен образ Вартимея-слепого, который от слепоты своей не мог видеть ни сияющего солнца, ни осиянного мира, ни проходящего Христа, ни ближнего своего, ни себя, ни пути перед собой; и Христос открыл ему очи на все. Закхей представляется нам примером человека, который способен преодолеть зло, задерживающее нас на пути жизни. Да, мы тоже неспособны видеть мир, осиянный благодатью Христа, действующего в нем царственно, видеть ближнего своего и путь свой. Но мы еще ослеплены иным образом: тщеславием, страхом перед судом человеческим. Мы видим, мы не совершенно слепы; но Бога мы не видим, а видим только насмешливые, пугающие нас лица людей и читаем на этих лицах осуждение и насмешку, тогда как часто на них написана жалость, боль о том, что мы так унижены, так недостойны себя самих… Лицемерный человек, по слову Иоанна Лествичника, это человек, который Бога не боится, а перед людьми дрожит и пресмыкается; разве мы не таковы? Кто из нас, для того чтобы лицом к лицу предстать перед Спасителем своим Христом, способен, как Закхей, поставить себя в такое положение, в котором все его осмеют? Разве мы способны на это? Как редко мы бываем достаточно мужественны, чтобы лицом к лицу встретить насмешку и поругание!

Закхей этого не побоялся; и вот что он нам говорит: не бойся человеческого суда, не бойся его насмешки, не бойся!.. Не будь ослеплен лицами, множеством лиц людей, посмотри на единственный лик, который есть подлинно человеческий лик — лик Христа, твоего Бога и твоего брата по человечеству, твоего Спасителя; забудь все, вглядись в Него и открой Ему дверь в свою жизнь, в свое сердце, в свой ум! Откройся Ему до конца! Открой свой дом, свое сердце, свой ум — но дорогой ценой: Закхей не только преодолел страх перед людьми, но дал слово выправить свою жизнь, которое он выполнил, — вот второе его нам наставление… Если мы хотим стать детьми Авраама, то есть детьми веры, мы должны быть готовы выправить жизнь дорогой ценой, как сделал это Закхей…

Вдумаемся же в этот образ, как в прошлое воскресенье мы вдумались в образ Вартимея- слепца, и в эту неделю по-новому, смело, радостно приступим к тому, чтобы, открыв глаза, преодолев слепоту, увидеть единственное на потребу и стать свободными людьми — не рабами своей слепоты, не рабами своего страха, не рабами любого человека, который захочет нас взять в плен, не рабами того, что нам принадлежит, что мы приобрели, чем мы будто обладаем и что на самом деле нами обладает, — и станем свободными, и ступим одним шагом дальше в глубины Царствия Божия, в радость полноты жизни, полноты меры роста Христова. Аминь.



Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх