Выпуск №5 (228), 24.01.2021

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ

(24 января)

Преподобный Феодосий Великий (ок. 424–529 гг.) был основателем общежительного монашества в Палестине. Он родился в каппадокийском селении Могарион в благочестивой христианской семье.

В юные годы Феодосий посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся

Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве.

К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. На этом месте была построена церковь, кельи и вскоре возникла обширная обитель, получившая название Лавра Феодосия Великого. В ней был введен монастырский устав Василия Великого, и лавра стала первым общежительным монастырем Палестины; к концу жизни Феодосия в ней проживало до 400 монахов.

В Лавре было построено несколько церквей, богослужение в которых проходило на различных языках – греческом, грузинском и армянском. Также в монастыре Феодосием был устроен ряд страноприимных домов и больниц для иноков и мирян, убежища для престарелых.

Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами.

Феодосий был другом преподобного Саввы Освященного, при иерусалимском патриархе Салюстии (486–494 гг.) монахи палестинской пустыни обратились к нему с просьбой поставить

«Феодосия и Савву архимандритами и начальниками всех монастырей, находящихся около Святого Града». Патриарх удовлетворил просьбу монахов, Феодосий стал архимандритом всех палестинских общежительных монастырей (киновий) и получил свое прозвание – «киновиарх». Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491–518 гг.) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105 лет, в  529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере трех волхвов.

ПРЕПОДОБНЫЙ ЕЛЕАЗАР АНЗЕРСКИЙ

(26 января)

Преподобный Елеазар родился в городе Козельске в семье купцов Севрюковых. С детства он проявил склонность к монашеской жизни. Получив благословение родителей, вместе с братьями Романом и Михаилом он отправился в Соловецкий монастырь. Роман вскоре умер; Михаил покинул обитель и поселился в Сумском остроге; Елеазар остался и принял монашеский постриг от игумена Иринарха.

В монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора.

В конце 1614 года по благословению игумена Елеазар удалился на Анзерский остров для пустынножительства. Там молодой монах подвергался многочисленным тяжким искушениям от бесов, стремившихся изгнать подвижника с острова. Преподобный много молился и был удостоен явлений Божией Матери, укреплявшей его.

Елеазар обменивал вырезанные им деревянные чаши у приходивших к острову на ладьях поморов на продукты. Подвижник нашел пристанище в глубине острова, недалеко от озера, называемого Круглым. Здесь преподобный установил собственноручно вырезанный крест и устроил келью. Около 1616 года он встретился с отшельником иеромонахом Фирсом и принял от него постриг в схиму. Четыре следующих года Елеазар провел в подвигах пустынножительства: он принимал скудную пищу раз в неделю, умерщвлял плоть ношением вериг, занимался чтением и перепиской книг.

В конце 1619–начале 1620 года Елеазар переселился к узкому глубокому заливу, на две версты врезающемуся в Анзерский остров, позднее названному Троицкой губой. Рядом с ветхой церковью святителя Николая он построил себе келью и часовню. Постепенно вокруг Елеазара начала образовываться монашеская община. Для нее подвижник установил правила, как у «древних отец скитских»: отшельники жили в кельях, находившихся в версте друг от друга, подвизались в уединении, дважды в неделю собирались на общую молитву в часовне или в келье Елеазара.

Около 1635 года в скит к Елеазару пришел Никита Минин, принявший от него постриг с именем Никон (в 1652 году Никон стал Патриархом Московским и всея Руси). Никон прожил в скиту три года. Однажды, согласно житию,  Елеазар имел видение,  в  котором на плечах Никона  был омофор, и тем самым предрек ему будущее патриаршество.

Преподобный переписал для Анзерского скита ряд книг («от Божественных Писаний различные повести и три книги Цветника написал своей рукой уставом»), а также составил толкование на чин монашеского келейного правила. О жизни Елеазара стало известно в Москве, он был вызван к царю Михаилу Федоровичу, опечаленному отсутствием у него наследника. Царь просил у пустынника молитв и Елеазар, согласно житию, предрек ему рождение сына.

В 1620 году соловецкий игумен Иринарх получил от матери царя инокини Марфы 100 рублей на строительство в скиту Елеазара деревянной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Михаила Малеина. После рождения в 1629 году наследника Алексея Михайловича царь, считая это результатом молитв преподобного, 31 июля 1633 года даровал скиту независимость от Соловецкого монастыря и установил ему ежегодное содержание, а в 1638 году отдал скит под охрану сумского воеводы.

В 1648 году Елеазар был вызван в Москву царем Алексеем Михайловичем, пожелавшем увидеть человека, который предрек его рождение. Царь подтвердил все привилегии Анзерского скита и дал указание построить в нем каменную церковь. Патриарх Никон, несмотря на то что имел в прошлом конфликт с Елеазаром, став патриархом, направлял щедрые пожертвования в скит, а в 1654 году добился для него от царя увлечения казенного содержания.

Перед своей смертью Елеазар назначил игуменом скита своего ученика Никодима, причастился и 13 января 1656 года скончался. Святой был погребен в Троицкой церкви скита.

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ

(28 января)

Преподобный Павел Фивейский – отшельник, проживший, по преданию, 113 лет, из них 91 год в отшельничестве; первый христианский монах и отшельник.

Родился в Египте в провинции Нижняя Фиваида. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений на христиан императора Декия (249–251) святой Павел, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, который приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.

По смотрению Божию, незадолго до кончины преподобного Павла, Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидской пустыне. Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, который больше, чем он, подвизался бы и молился. Тогда Господь вразумил святого Антония. По слову Господню он отправился к преподобному Павлу. Уже глубокий старец, Павел рассказал Антонию историю своей жизни.

От Бога преподобный Павел уже знал о своей близкой кончине, и просил святого Антония похоронить его тело. Антонию пришлось вернуться в свой монастырь за иноческой мантией, чтобы достойно похоронить старца. На обратном пути, подходя к пещере, он увидел возносящуюся в сонме ангелов душу преподобного Павла. Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях – так нашел его святой Антоний. Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу. Преподобный Антоний похоронил святого старца, и взяв его одежду из пальмовых листьев, удалился в свою обитель. Одежду эту преподобный Антоний хранил, как величайшую святыню, и надевал только два раза в год – на Пасху и Пятидесятницу.

Скончался преподобный Павел Фивейский в 341 году, когда ему было 113 лет. Он не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни и покрыли пустыню обителями. Преподобный Павел считается если не основателем, то праотцом православного монашества и весьма почитаем всеми Православными Церквами.

В V веке на месте, где находилась пещера, в которой жил святой, был основан существующий по сей день монастырь святого Павла.

Братия, каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.

(Послание к Ефесянам св. ап. Павла 4:7-13)

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

(Евангелие от Матфея 4:12-17)

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь в Неделю по Богоявлении.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Первые слова проповеди Христовой мы слышали сегодня в Евангелии: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие… Обыкновенно мы думаем о покаянии как о скорбном состоянии, когда мы вспоминаем то зло, которое сотворили, тот грех, которым жили, все наши собственные неправды, и с сокрушенным сердцем, с болью в душе обращаемся к Богу о прощении, об исцелении. Но не в этом покаяние, или не только в этом. Покаяние заключается раньше всего в том, чтобы лицом обернуться к Богу; это переворот в жизни, это момент, когда, прожив, может быть, долгое время в отдалении от Бога, глядя во все стороны только чтобы Его не увидеть, только чтобы не встретиться глазами с Его взором, мы вдруг понимаем, что только в Нем мы можем получить ту полноту, которую ищем. И это не значит, что все остальное отойдет, что остального не будет; Господь, Который нам сказал: Ищите прежде всего Царствия Божия, прибавляет: и всё остальное приложится вам.

Но покаяние начинается тогда, когда, блуждав во все стороны, мы вдруг решаем встать лицом к лицу с Богом, заглянуть в Его очи и жить перед Ним, потому что приблизилось Царство Божие, потому что Господь среди нас, потому что мы все опытно знаем, что только в любви, которая горит в наших сердцах, в любви, которой горят сердца вокруг нас, может быть жизнь и полнота и радость.

И вот к какому покаянию нас зовет Господь: Поймите, что Царство Божие, Царство любви вот тут, что не надо ждать, когда оно придет, что оно здесь, если только мы захотим ему приобщиться. Но для этого надо идти к Богу, надо жить перед Его очами, надо глядеть Ему в лицо. И тогда от Него мы можем научиться той любви, от которой вырастает Царство Божие на земле. Вот Его первые слова: покайтесь, обернитесь к Богу, взгляните на Него: Он пламенеющая, ласковая, спасающая любовь, Он – радость, переливающаяся через край; только в этом Царство Божие, только в этом жизнь земная, достойная человека, способная его заполнить ликованием и смыслом!

Начнем же сегодня, услышав слово Божие, с того, к чему Он зовет: обернемся к Нему лицом, узнаем, что такое это торжество и радость любви, и дадим всю любовь нашего сердца каждому, и откроем наше сердце каждому, чтобы и он мог нас полюбить в ответ на предложенную любовь.

Аминь.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх