Выпуск №20 (198),26.07.2020

СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА

(26 июля)

Архангел Гавриил (евр. — муж Божий или сила Божия) — один из архангелов, составляющих восьмой чин ангельских сил. Гавриил, как и архангел Михаил (Откр. 12:7), назван в Новом Завете по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1:19).

Согласно христианской традиции, Гавриил открывает тайное знание Бога.

В Ветхом Завете он упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8:16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9:20-27).

Согласно Евангелию от Луки, архангел Гавриил явился в Храме праведному Захарии, отцу Иоанна Крестителя, и возвестил о рождении у него сына, сказав «и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет питъ вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. (Лк. 1:14-17).

Через шесть месяцев после этого Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа (Благовещение): «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господъ с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:28-33).

Кроме того, как повествует церковное предание, архангел Гавриил передал Деве Марии весть о Ее кончине за несколько дней до этого.

На иконах архангел Гавриил часто изображается в виде юноши, с крыльями и нимбом. Пышную прическу архангела поддерживает лента, приподнятые концы которой, тороки или «слухи», символизируют готовность ангелов внимать воле Божией. В зависимости от сюжета в руках у Гавриила могут быть сфера, жезл, свиток, цветущая райская ветвь или лилия. Архангел Гавриил часто изображается на северных диаконских вратах ионостаса. Также он — один из щитодержателей на Гербе Российской Империи.

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ

(27 июля)

Преподобный Никодим Святогорец, в Крещении Николай, родился в 1748 году на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там в монастыре Дионисиат принял постриг с именем Никодим.

Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через два года после его поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который поручил молодому            иноку      подготовку к изданию рукописи

«Добротолюбие», найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца. Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание — редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел ко Господу.

По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань», переведенная на русский язык великим богословом-аскетом, епископом Феофаном Затворником. Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды, как «Новый избор житий святых» и изданная уже после его кончины книга «Новый Синаксарь» в 3-х томах. Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык «Толкования Посланий святого апостола Павла» архиепископа Болгарского Феофилакта. Сам святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий.

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

(28 июля)

ятой равноапостольный Владимир (в Крещении Василий) — киевский великий князь, инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. Память равноапостольного князя Владимира празднуется ежегодно 28 июля и в этот же день Православная Церковь отмечает День Крещения Руси.

Владимир — сын великого князя Святослава Игоревича и внук святой равноапостольной великой княгини Ольги, родился около 960 года. В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол; в 978 году отвоевал Киев у своего старшего брата — Ярополка. В народе он прославился как завоеватель земель. Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, радимичей, ятвягов; совершил поход против волжских булгар, завершившийся заключением долгосрочного русско-булгарского мира; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия Святого Крещения Владимир был убежденным язычником. Летописцы не жалеют черных красок, изображая князя той поры. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие — у князя было несколько жен и множество наложниц в разных городах.

Вскоре после вступления на Киевский престол Владимир провел «языческую религиозную реформу». Он установил рядом с княжеским двором идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Аналогичные действия были предприняты и в других городских центрах Руси. В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера.

История обращения Владимира изложена в «Повести временных лет» в виде «Сказания об испытании (или выборе) вер». Из всей совокупности данных Крещение великого князя и его деятельность по христианизации Руси предстает как сознательный, целенаправленный выбор, обусловленный как личными религиозными исканиями Владимира, так и совокупностью внутренних (неудовлетворительность язычеством и в религиозном отношении, и в качестве государственно-консолидирующего идеологического фактора) и внешних (необходимость вступления Руси в семейство христианских держав) политических причин.

Великий князь созвал в Киев представителей разных вероучений: мусульман из волжских булгар, немцев-католиков, хазарских иудеев и православных греков. Каждый из них описал Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

В 988 году князь Владимир принял Святое Крещение с именем Василий. Произошло это, по разным данным, либо в византийской Корсуни (Херсонесе), либо в Киеве.

После своего обращения князь начал активно бороться с язычеством и предпринял первые шаги по христианизации Руси. По его приказу были разрушены языческие капища в столице. Греческие священники крестили вначале сыновей Владимира, дружину и бояр, а затем и всех киевлян. В ближайшие годы массовые крещения прошли в Ростове, Суздали, Муроме, Полоцке,

Владимире Волынском, Смоленске, Пскове и других крупных городах. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Развернулось деревянное и каменное храмостроительство. В 990/91 году Владимир заложил в Киеве каменную церковь Пресвятой Богородицы Десятинную, для возвещения которой были приглашены греческие мастера и которой были переданы иконы, церковная утварь и моттти святых Климента, папы Римского, и его ученика Фива, вывезенные князем из Корсуни. После освящения церкви в 996 году, туда перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну. С этой церковью связана важнейшая церковно-административная реформа князя Владимира — установление церковной десятины.

В сфере церковного суда оказалось брачное и семейное право, преступления против нравственности, ведовство, суд над т. н. церковными людьми. Крайне важным делом было обеспечение Церкви русскими священнослужителями, для чего князь отбирал детей знати и отдавал их «на учение книжное».

Во время своего правления Владимир, по примеру Византии, начал чеканить монеты — впервые на Руси. Их делали из золота и серебра, и назывались они, соответственно, «златник» и «сребреник». На монетах изображался князь, сидящий на престоле, и было написано: «Владимѣръ на столѣ», что в переводе значит «Владимир на престоле».

Важнейшей заботой великого князя была организация устойчивой обороны южных подступов к Киеву от печенежских набегов. Владимир предпринял строительство по берегам притоков Днепра грандиозной фортификационной системы, которая состояла из крепостей («градов»), соединенных сплошными земляными валами с деревянным тыном и населявшихся людьми, выведенными со всех концов Руси. Оборона становится поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь славянских и неславянских племен

Принятие христианства совершенно изменило самого Владимира. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. По его приказу была организована раздача продовольствия и денежной милостыни на княжеском дворе; продовольствие также развозилось по городу для тех, кто по болезни не мог сам явиться к раздаче. Мних Иаков, автор «Памяти и похвалы князю Владимиру», пишет: «Не в Киеве одном, но по всей земле Русской — и в городах, и в селах — везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных — всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…» Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, при огромном стечении народа, оплакиваемый всеми киевлянами — и боярами, и убогими, малыми и великими. «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце…»

Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира нет. Возможно, Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом. Первые надежные сведения об общецерковном почитании Владимира как святого равноапостольного относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память святого князя Владимира под 15 июля.

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА МАРИНА
(МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ

(30 июля)

Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской (Малая Азия) в семье языческого жреца Эдессия. Мать девочки вскоре умерла, и отец отдал младенца на воспитание кормилице, которая жила в сельской местности.

В то время император Диоклитиан (284-305 гг.) воздвиг жестокие гонения на христиан: их стали арестовывать, заключать в тюрьмы и требовать поклониться идолам. За отказом подчиниться воле правителя следовали пытки и казни. Многие христиане скрывались от преследований: кто в лесах, кто в дальних селениях, но даже там люди продолжали свою проповедь. От одного из таких христиан Марина впервые услышала об Иисусе Христе. Она не только уверовала, но и желала креститься, а возможно, и приняла Святое Крещение. Узнав об этом, отец отрекся от нее. И Марина как простая пастушка стала стеречь его овец.

Как-то раз в поле девушку увидел Олимврий, наместник восточных областей Римской империи. Пятнадцатилетняя Марина была так юна и прекрасна, что епарх сделал ей предложение. Не смутило его и то, что девушка объявила себя христианкой. Олимврий был гонителем христиан и считал, что уж с этим препятствием он знает, как справиться. Он арестовал девушку и под конвоем привел в Антиохию, где передал суду. На судилище епарх уговаривал Марину принести жертву языческим богам и не только обещал щедрое вознаграждение, но и публично предложил ей стать его женой. Но девушка в ответ лишь молилась и просила у Бога дать ей крепости и мужества посрамить врагов. А Олимврию заявила, что верит во Христа и иного жениха не желает. Тогда начались ее длительные мучения.

Марину секли прутьями, строгали ее тело трезубцами, вбивали в нее гвозди, жгли огнем. При виде таких страданий девушки народ плакал от жалости. На ночь ее бросили в темницу. Марина не только терпеливо сносила мучения, но и не переставала молиться. Под покровом ночи в темнице ей явился дьявол в облике змея. Он поглотал ее, как некогда кит Иону. В чреве змея девушка совершила крестной знамение, чем разорвала его на части. Выйдя из тела змея, как говорит житие, она получила исцеление от ран. Когда утром ее привели к Олимврию, она была совершенно здорова без следов пыток. Кто-то, видя, что на теле девушки не осталось ран, уверовал во Христа, кто-то счел это колдовством. Епарх же вновь убеждал девушку принести жертвы идолам. Именно они, по его мнению, исцелили ее. Но Марина в ответ смеялась над мучителем и продолжала славить Бога. Ее жгли огнем, а она возносила Богу молитвы. Слыша слова девушки, епарх приказал утопить ее в бочке. Когда палачи приступили к этому, земля затряслась, веревки, сковывавшие ее руки, спали, и девушка не только не утонула, но вышла исцеленной теперь без следов ожогов. Еще большее число тех, кто видел это, уверовали во Христа и тут же стали славить Его.

Растерянный от произошедшего, разъяренный собственным бессилием Олимврий приказал сечь мечами всех, кто только упоминает Христа. Тогда погибло пятнадцати тысяч человек. Палач отрубил голову и святой Марине, которая сама подставила ее под острый меч.

Очевидцем страданий Марины был некто Феотим, который и записал ее житие. Мощи великомученицы хранились в Константинополе до взятия города крестоносцами в 1204 году. Западная церковь чтит Марину, называя ее Маргаритой Антиохийской. Многие храмы посвящены ее имени.

Братья! Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

(Послание к Римлянам св. ап. Павла 15:1-7)

Братия, поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

(Послание к Евреям св. ап. Павла 13:7-16)

В то время следовали за Иисусом двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

(Евангелие от Матфея 9:27-35)

В то время Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

(Евангелие от Иоанна 17:1-13)

Митрополит Антоний Сурожский.
Проповедь в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

Раз за разом мы читаем и в Евангелии, и в Ветхом Завете о чудесах и, поистине, можем видеть их на протяжении веков в жизни Церкви: чудеса исцеления, чудеса обновления человеческой жизни силой Божией. И иногда люди — все мы — задаем себе вопрос: что такое чудо? Означает ли оно, что в момент его Бог насилует собственное творение, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет: если так, то это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.

Чудо — нечто совершенно иное; чудо — это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. Это может быть вспышка на мгновение, это может быть начало целой новой жизни: жизни гармонии между Богом и человеком, гармонии тварного мира со своим Творцом. В чуде восстанавливается то, что должно быть всегда; чудо не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, Он может действовать в Своем творении свободно, державно.

Пример такого чуда мы видим в рассказе о том, что случилось в Кане Галилейской, когда Матерь Божия обратилась ко Христу и на этом убогом сельском празднике сказала Ему: У них вино кончилось!.. Сердца людей еще жаждали человеческой радости, а вещество радости иссякло. И Христос обращается к Ней: Что между Мной и Тобой, почему Ты Мне говоришь это?.. И Она не отвечает Ему прямо; Она обращается к слугам и говорит: Что бы Он ни сказал — то сделайте… Она отзывается на вопрос Христов действием совершенной веры; Она неограниченно верит в Его мудрость и в Его любовь, и в Его Божественность. В это мгновение, потому что вера одного человека распахнула дверь для всякого, кто выполнит то, что ему сказано, Царство Божие водворяется, в мир вступает новое измерение вечности и бездонной глубины, и то, что было иначе невозможно, становится реальностью.

Здесь мы поставлены перед лицом тех необходимых условий, которые делают возможной эту восстановленную гармонию. Прежде всего, должна быть нужда, нужда реальная; не обязательно трагическая, она может быть и незатейливой, но она должна быть подлинной. Радость и горе, болезнь и подавленность в равной мере нуждаются быть приведенными в нечто большее, чем земля, в нечто такое же просторное и глубокое, как Божественная любовь и Божественная гармония.

Должна быть также беспомощность: пока мы думаем, что мы можем что-то сделать сами, мы не даем пути Богу. Мне вспоминаются слова одного западного святого, который говорил: когда мы в нужде, мы должны передать все попечение Богу, потому что тогда Он должен что-то сделать, чтобы спасти Свою честь… Да, пока мы воображаем себя хоть отчасти хозяевами положения, пока мы говорим: Я сам, — Ты только немножко помоги — мы не получим помощи, потому что эта помощь должна разметать все человеческие ухищрения. И следующее — это Божественное сострадание, о котором мы слышим так часто в Евангелии: милосердова Господь… Христос сострадает, Христос жалеет, и это значит, что Он посмотрел на этих людей, которые в нужде, которые ничем не могут облегчить свою нужду, и испытал боль в Своем Божественном сердце о том, что вот люди, чья жизнь должна быть полнотой и торжествующей радостью — а они измучены нуждой. Иногда это голод, иногда — болезнь, иногда — грех, смерть, одиночество: что угодно, но Божия любовь может быть только или ликующей, торжествующей радостью — или распинающей болью.

И вот, когда соприсутствуют все эти элементы, тогда устанавливается таинственная гармония между Божией скорбью и человеческой нуждой, человеческой беспомощностью и Божией силой, любовью Божией, которая выражается во всем: и в великом, и в малом. Поэтому научимся такой чистоте сердца, такой чистоте ума, которая сделает нас способными обращаться к Богу с нашей нуждой, не пряча от Него своего лица: или, если мы недостойны приступить к Нему, то приступим, припадая земно к Его ногам, и скажем: Господи! Я недостоин, я недостойна! Я недостоин стоять перед Тобой, я недостоин Твоей любви, недостоин Твоего милосердия, но вместе с этим я знаю Твою любовь еще больше, чем я знаю свое недостоинство; и вот, я прихожу к Тебе, потому что Ты — любовь и победа, потому что в жизни и в смерти Твоего Единородного Сына Ты явил мне, как дорого Ты меня ценишь: цена мне — вся Его жизнь, все страдание, вся смерть, сошествие во ад и ужас его, ради того, чтобы я только был спасен…

Станем же учиться этой творческой беспомощности, которая заключается в том, чтобы оставить всякую надежду на человеческую победу ради уверенного знания, что Бог может то, чего мы не можем. Пусть наша беспомощность будет прозрачностью, гибкостью, всецелым вниманием — и вручением Богу наших нужд; нужды в вечной жизни, но и незатейливых нужд нашей человеческой хрупкости: нужды в поддержке, нужды в утешении, нужды в милости. И всегда Бог ответит: если хоть немножко можешь поверить, то все возможно. Аминь.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх