Выпуск № 17(195),05.07.2020

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕВСЕВИЙ САМОСАТСКИЙ

(5 июля)

Священномученик Евсевий, епископ Самосатский — участник арианских споров, твердый защитник православной веры.

Император Констанций (337-361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание.

Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда.

После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361-363). Наступило еще более трудное время — началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших ариан скую ересь.

После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363-364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. Ариане, боясь твердых исповедников православия — святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением.

После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364-378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий — в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Святитель убеждал пасомых твердо держаться православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

Вступивший на престол император Грациан (375-383) возвратил из изгнания всех пострадавших при арианах православных архиереев. Святитель Евсевий также возвратился в Самосаты и продолжил труды по церковному благоустроению. Вместе со святым Мелетием они поставляли на место ариан православных архиереев и священнослужителей. Около 380 года он прибыл в арианский город Долихины, чтобы поставить в нем православного епископа Марина. Женщина- арианка сбросила с крыши черепицу, которая пробила голову святителю. Умирая, он по примеру Спасителя простил ей вину и просил окружавших не делать ей зла. Тело святителя Евсевия было перенесено в Самосаты и с плачем погребено его пасомыми.

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

(7 июля)

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — один из великих праздников Русской Православной Церкви, отмечается ежегодно 7 июля (24 июня по старому стилю).

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос свидетельствовал о нем «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). О его рождении было предвозвещено пророком Исайей еще за 700 лет до самого события. Исайя говорил, что перед пришествием в мир Сына Божия явится в Израиле пророк, который будет Его Предтечей, возвестит людям о Нем, уготовит сердца их к Его пришествию: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему… и явится слава Господня, и узрит всякая плотъ [спасение Божие]» (Ис. 40:3, 5).

Рождество Иоанна Предтечи описано евангелистом Лукой. Согласно этому рассказу, отцом святого Иоанна был праведный священник Захария, который принадлежал к Авиевой чреде; матерью — праведная Елисавета, происходившая из рода Ааронова, родственница Пресвятой Богородицы. Жили они в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского». Захария и Елисавета были люди, испытанные в благочестии, поступающие всегда и во всем по указанию заповедей Божиих. Дожив вместе до преклонного возраста, супруги не имели детей, поскольку Елисавета «была неплодна» — испытание самое чувствительное для верующего израильтянина, который в каждом новорожденном видел залог обещанного Мессии. Несомненно, праведные супруги постоянно воссылали слезные, пламенные молитвы к Богу о разрешении их неплодства. Однажды во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления архангела Гавриила, который предсказал ему рождение сына Иоанна. По обетованию архангела Гавриила, сын Захарии «не будет питъ вина и сикера» в знак своей особой посвященности Богу и станет пророком, исполнившись «Духа Святого… еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их».

Захария выразил сомнение в возможности рождения ребенка, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем. В этом состоянии праведный Захария пребывал до момента наречения имени новорожденному младенцу. Между тем, стоявший вне святилища народ пришел в смущение: священник долго не возвращается из храма. После того как Захария вышел к ним, по его внешнему виду и немоте — Захария «объяснялся… знаками» — все догадались, что ему было видение.

Вскоре Елисавета зачала сына и никому не сообщала о беременности пять месяцев, радуясь чуду Божию, избавившему ее от бесплодия. На шестой месяц в городе Назарете архангел Гавриил благовестил Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира. Чтобы излить Свою надежду и радость, Святая Дева Мария сразу же пошла к Своей родственнице Елисавете и приветствовала ее. Лишь только это скромное приветствие коснулось слуха Елисаветы, взыграл младенец во чреве ее (как и предсказал архангел Гавриил Захарии в храме); и Елисавета исполнилась Святого Духа и пророчески сказала: «благословенна ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Едва кончила свою хвалу Елисавета, как начинает Дева Мария известную всему миру песнь «Величит душа Моя Господа… » (Лк. Е42-43). Три месяца прожила Пресвятая Богородица у Елисаветы и возвратилась домой.

Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники радовались вместе с ней и в восьмой день собрались в ее доме, чтобы совершить установленный еще при Аврааме и требуемый законом Моисея обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Святого Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дощечку, намазанную воском, написал на ней палочкой: «Иоанн будет имя ему», и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в их родстве. И тотчас, по предсказанию архангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении стал прославлять Бога и предрекать своему сыну будущее: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешъ пред лицем Господа приготовить пути Ему, датъ уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лк. Е76-77).

По преданию, слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и, когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город Иутту (где, как полагают, жили праведные Захария и Елисавета с Иоанном). Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне в горах. Увидев преследователей, она со слезами молила Бога о спасении, и расступившаяся гора скрыла их. Рассерженный Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Несмотря на угрозы, Захария не выдал местонахождения Иоанна, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый ангелом, находился в пустыне и готовился к своему служению строгим постом и молитвой до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа Иисуса Христа.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ

(9 июля)

Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская» — одна из наиболее почитаемых икон Богородицы в Русской Православной Церкви. Предание говорит, что до своего явления на Руси она находилась в сердце Византии — Константинополе, куда была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Точных сведений о ее византийской истории не имеется, однако примерно с XVI века Тихвинский образ стали отождествлять с одной из двух древнейших икон: либо Влахернской Одигитрией — иконой Божией Матери, которая находилась во Влахернском храме Константинополя; либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа, сделанного борцом за победу иконопочитания патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим, а после Торжества Православия тем же путем вернулся туда.

Явление чудотворной иконы на Руси произошло в 1383 году при благоверном великом князе Дмитрии Ивановиче Донском. Древние русские летописи и «сказание о Тихвинской иконе» повествуют, что икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», впоследствии именуемая Тихвинская, явилась над водами Ладожского озера в лучезарном свете. Первыми ее видели рыбаки, они с трепетом следили, пока икона не скрылась от их взора.

Следующее явление чудотворной иконы было в тридцати верстах от озера, где для нее построили часовню и произошло много исцелений. Весть о дивном событии разлетелась мгновенно. Потоки богомольцев шли отовсюду для поклонения святыне, однако образ оставался там недолго. Икону Царицы Небесной видели еще в нескольких малообжитых местах, пока наконец она не перенеслась на гору близ Тихвина, идя в воздухе, как легкое облако. К месту нового явления ее собрались толпы народа; из соседних сел пришли священники с крестами, и все взывали к Богородице. Во время общей молитвы икона сошла на руки молящихся, изливая чудеса. Тут же приступили к устройству на этой лесистой местности храма. Срубили леса и в один день сделали уже три венца. Однако за ночь икона чудесно перенеслась на другой берег реки. Когда верующие пришли туда, то увидели, что все это место сияет светом, и стоит там икона, а около начатый сруб, деревья, приготовленные для постройки — все в таком порядке, точно кто передвинул сюда с горы целую площадку. Икона стояла на восточной стене сруба, никем не поддерживаемая, сияя светом. В радости народ окружил чудную святыню. На этом месте, окончательно избранном Пресвятой Богородицей для пребывания Ее иконы, был поставлен деревянный храм. Церковь от неоднократных пожаров не раз сгорала дотла, но дивный образ Пресвятой Богородицы всегда оставался невредимым.

Тихвинская икона получила широкую известность как исцеляющая от многих болезней. Было замечено, что чаще всего от нее получают помощь люди, страдающие расслаблением, т.е. парализованные, не способные самостоятельно передвигаться. Постепенно к чудотворной иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской.

Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479-1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507-1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чтимая икона Божией Матери.

Строительство ознаменовано большим чудом: когда храм был почти готов, обрушились своды, завалив 20 рабочих. Все были уверены в их гибели, но когда через три дня разобрали завал, то обнаружили их живыми и здоровыми.

Сам же Василий III посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV Грозный (1530-1584). Наследник Василия III также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь.

На поклонение чудотворному Тихвинскому образу приезжали и другие российские правители — императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Великая, императоры Петр I, Павел I, Александр I, Александр II, посещали Тихвин члены семьи императора Николая II.

В смутное для России время Тихвинская икона прославилась тем, что ее покровительство обращало в прах все усилия внешних врагов. В 1613 году шведам удалось на короткое время занять Новгород и его окрестности вместе с Тихвинским монастырем. Но вскоре они были вытеснены оттуда. Шведский генерал Делагарди в ярости приказал сравнять обитель с землей. Началась героическая оборона монастыря. Пока монахи и ополченцы отбивали приступы неприятеля, старцы и женщины с детьми молились возле чудотворной иконы. И вот, одной благочестивой женщине — Марии, получившей за два года до того прозрение от иконы, явилась Богородица, повелев обнести образ с крестным ходом по стенам обители и обещав скорую победу. В промежутках между приступами шведов повеление это было исполнено, и тогда на неприятеля напал смертельный ужас. Побросав оружие, шведы бежали без оглядки. Делагарди вне себя приказал возобновить осаду, взять монастырь, а икону разрубить на части. Но ни один из последующих приступов не увенчался успехом. Богородица являлась осажденным снова и снова. Шведы видели, как к обители подходят несметные войска — подмога, и в панике отступали. Кто может устоять против народа, среди которого ходит Сам Бог! Наконец, интервенты были вынуждены запросить мира.

С тех пор, зная историю иконы, люди чаще всего молятся перед ней об укреплении, будь то телесный недуг или нападки со стороны.

В XX веке Тихвинский образ пережил драматичную историю утраты и возвращения на родину. После закрытия Богородицкого монастыря в 1920-х годах Тихвинская икона Божией Матери стала экспонатом местного краеведческого музея, где и пребывала до 1941 года. В годы Великой Отечественной Войны городом ненадолго овладели нацисты, а с их уходом исчезла чудотворная икона. Весной 1944 года образ попадает в Ригу, а оттуда, транзитом через несколько европейских городов, в американскую оккупационную зону в Западной Германии. В 1950 году икона оказалась в США, где и обосновалась в Свято-Троицком соборе города Чикаго. Здесь она осталась на несколько последующих десятилетий.

Возрождение Тихвинского Богородицкого монастыря началось в 80-х годах XX века, а в 1995 году он был окончательно передан Русской Православной Церкви. В связи с этим произошли изменения и в истории с Тихвинским образом. В 2004 году он был торжественно возвращен в Россию. На первом этапе икона была выставлена в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, на втором — торжественно возвращена в Тихвинский Богородицкий Успенский мужской монастырь, где и находится ныне.

Братия, освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

(Послание к Римлянам св. ап. Павла 6:18-23)

В то время, когда вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

(Евангелие от Матфея 8:5-13)

Архимандрит Кирилл (Павлов).

Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице. Об исцелении слуги римского сотника

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня нам было предложено дивное евангельское благовествование о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом слуги римского сотника. Капернаумский сотник, слугу которого исцелил Иисус Христос, — личность очень светлая и добрая и во многом может послужить нам примером для спасительного подражания. Язычником был сей человек, но обнаружил пред Господом такую веру, что удивился Христос: подобной веры, как засвидетельствовал Сам Спаситель, Он не нашел и в Израиле.

В чем же именно обнаружил капернаумский сотник особенную веру, которая удивила Христа Спасителя и которой нам можно поучиться у него?

Прежде всего, в прошении сотника об исцелении его слуги выразилась сердечная и твердая вера во всемогущество Иисуса Христа: Скажи только слово, — говорил он Спасителю, — и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает (Мф. 8, 8-9). «А Ты, — как бы так рассуждал сотник, — Ты Повелитель всего мира, распоряжающийся силами его и дарами Божиими. Ты — Всемогущий Чудотворец, по одному слову Твоему исполнится все, чего Ты только ни захочешь».

Эта-то твердая вера во всемогущество Иисуса Христа и была столь угодна и приятна Спасителю, и такой-то веры прежде всего требовал Он от всех, обращавшихся к Нему с теми или иными нуждами, с теми или другими просьбами: Веруете ли, что Я могу это сделать? По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 28-29).

И от нас, братия и сестры, если мы желаем, чтобы наши прошения на земле были услышаны Богом, требуется прежде всего сердечное, живое и твердое убеждение в том, что Бог — везде, все видит, все знает, что Он премудр, всесилен и всемогущ, что Он, кроме того, благ, милосерд и любвеобилен, — по всему этому Он и может, и восхощет исполнить наши прошения, к Нему обращаемые. Господу угодно и приятно, когда мы воздаем Ему славу, исповедуя Его величие, а нашей твердой верой мы и являем пред Ним это исповедание.

Слово Божие неложно говорит нам: Если кто (имея твердую веру) скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет (Мк. 11, 23). А сомневающийся, — говорит нам святой апостол Иаков, — да не думает получить что-нибудь от Господа (Иак. 1, 6- 7). Кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Евр. 10, 38), — говорит Бог. Поучимся же у сотника живой, твердой вере, без колебания, сомнения и двоедушия. Далее, в прошении сотника обнаружилась вера смиренная — вера человека, проникнутого глубоким сознанием своего недостоинства. Иисус Христос хотел лично прийти к больному слуге сотника, тот же, отвечая, сказал:Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8, 8). Видите, какое смирение, какое сознание своего ничтожества пред Всемогущим Спасителем выказал сотник! Действительно, сердечная, твердая, истинная вера необходимо бывает соединена со смирением. Там, где исповедуется всемогущество и величие Божие, в то же самое время очевидно исповедуется и ничтожество человека пред этим величием и всемогуществом.

И нам, дорогие братия и сестры, когда обращаемся мы с каким-либо прошением к Богу, следует иметь смиренное сознание своего недостоинства, своего бессилия и немощи, своего ничтожества и окаянства, а не думать о себе, что мы что-нибудь значим пред Богом, чем-нибудь заслуживаем Его милость к себе. Все подобные гордые помышления нужно отгонять от себя, ибо именно они-то и бывают причиной того, что Бог не исполняет наших прошений. Бог, — пишет святой апостол Петр, — гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). И на кого воззрю, — говорит Господь, — токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66, 2).

Наконец, в прошении сотника обнаружилась вера, соединенная с любовью к ближнему. Из любви-то, из сострадания к ближнему — и не родному, а чужому, слуге своему, — сотник и заботится, и беспокоится, и так смиряется пред Спасителем: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает (Мф. 8, 6), — взывает к Спасителю смиренный, чувствительный к страданиям ближних сотник. За то на его любовь и отозвалась скоро Божественная Любовь и сейчас же выразила готовность исполнить прошение веры.

А у нас часто, братия, бывает так, что, обращаясь с прошениями к Богу, мы в то же время имеем и носим в себе вражду и злобу к ближнему своему. Бывает и так, что люди (хотя, может, и немногие) обращаются к Богу с прошением, чтобы Он наказал их недругов какими-либо бедствиями и несчастьями. И как же мы хотим, чтобы Господь услышал такие наши просьбы и исполнил их, когда Он говорит: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15)?

Бывает же, что хотя и нет в нашем сердце вражды и злобы по отношению к ближнему, однако царят у нас в душе во время молитвы нашей холодность и равнодушие к нуждам ближних и не оказываем мы им милости, хотя и могли бы ее оказать. С какими же мыслями и духом обратимся мы тогда к Господу с прошениями о своих нуждах? Полагаясь лишь на одну веру свою? Но ведь только вера, действующая любовью (Гал. 5, 6), имеет цену в очах Божиих. А о немилостивых сказано, что суд без милости не сотворшему милости (Пак. 2, 13).

Итак, дорогие братия и сестры, будем обращаться к Богу со своими прошениями с верою живою, сердечною и несомненною, растворенною и проникнутою любовью к ближним, и тогда Господь услышит наши прошения и исполнит их, ибо Он Сам сказал: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все, то есть необходимое для временной жизни вашей, приложится вам (Мф. 6, 33). Аминь.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх