Выпуск №54(174),01.12.2019

Мученики Платон Анкирский, Роман и отрок Варула

(1 декабря)

Святой мученик Платон родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу.

Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести «велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом», — отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили († 302 или 306).

Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью.

Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения.

Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: «Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам». Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его. Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама приклонила голову сына на плаху, а после казни погребла его († 303).

Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но, и лишенный языка, святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению († 303).

Мученики Закхей и Алфей

(1 декабря)

Святые мученики Закхей и Алфей пострадали при императоре Диоклитиане (284-305). Закхей служил диаконом церкви г. Гадара, Алфей происходил из знатной семьи г. Элевтерополь (ныне Бет-Гуврин) и был чтецом и экзорцистом в Кесарии.

Во время жесточайших гонений на христиан они открыто исповедали свою веру и были схвачены. Закхея доставили к городскому судье и пытали, после чего, заковав в колодки, посадили в темницу. Алфей смело проповедовал среди собравшихся посмотреть на казнь и многих отвратил от идолопоклонства, чем разгневал судью. Святого били розгами и раздирали железными крюками, а затем заковали в одни колодки с Закхеем. На ночь мучеников бросили в темницу, где они непрестанно молились, поддерживая друг в друге решимость претерпеть все страдания за Имя Христово и тем обрести жизнь вечную. Через три дня мученики Закхей и Алфей вновь предстали перед судьей и за отказ принести жертвы языческим богам были обезглавлены († 303).

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ,
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

(2 декабря)

Святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, является крупнейшим деятелем Русской Православной Церкви в XIX столетии. Он соединял в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта. Только на Московской кафедре его служение протекало почти полвека (с 1821 по 1867 год), в царствование императоров Александра I, Николая I и Александра II.

Родился будущий святитель 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Образование получил в Коломенской и Троицкой лаврской семинариях. 21 ноября 1803 года, блестяще завершив курс и выдержав экзамен, произведенный лично Московским митрополитом Платоном (Левшиным), он был определен в семинарию учителем греческого и еврейского языков.

Со временем раскрылся его ярчайший дар слова, Василий Дроздов был назначен лаврским проповедником и получил должность учителя поэзии, позднее перемещен в класс высшего красноречия и риторики. Под влиянием владыки Платона молодой преподаватель все более склонялся к избранию иноческого пути. 16 ноября 1808 года он принял монашеский постриг с именем Филарет, а 21 ноября митрополит Платон совершил его рукоположение в иеродиакона.

Поначалу отец Филарет предполагал соединить свою дальнейшую жизнь с Троице- Сергиевой лаврой. Но в связи с реорганизацией деятельности духовных школ его вызвали в Петербург. В 1809 году он получил назначение на должность наставника философии в Петербургскую академию. Кроме того, он преподавал церковную историю. Удостоившись сана иеромонаха, отец Филарет стал проповедовать как пастырь. Его проповеди отличались особенной глубиной и вместе — доступностью. Вскоре о нем говорили и на дальних окраинах Петербурга, и в самых высоких светских кругах.

В 1812 году отца Филарета назначили профессором богословия. Тогда же он занял место ректора академии. Ректорскую деятельность он совмещал с проповеднической, преподавательской и писательской. Благодаря энергии нового ректора, высшая духовная школа северной столицы стала примером для всех подобных учебных заведений.

Во время Отечественной войны 1812 года, он, в меру сил, помогал Родине молитвами и пожертвованиями на военные нужды. После победы над полчищами Наполеона будущий святитель Московский, по поручению церковного начальства, составил текст особого молебствия о спасении Отечества. В послевоенный период он принял участие в синодальном переводе Священного Писания на русский язык: занимался подбором переводчиков, а часть текстов перевел самостоятельно. В свет начали постоянно выходить сочинения архимандрита Филарета, посвященные богословской, апологетической, историко-церковной тематике. «Записки на Книгу Бытия» и «Начертание церковно-библейской истории» (1816) внесли много нового в российскую духовную литературу.

5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась его хиротония во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, а уже через несколько лет, 2 июля 1821 года последовало и самое ответственное назначение — в Московскую епархию.

Трудно переоценить роль святителя Филарета в решении общецерковных вопросов той эпохи. В 1822 году по поручению Синода он составил «Христианский катехизис Православныя кафолическия Восточныя Греко-Российския Церкви», за который был удостоен ордена ев. Александра Невского. В дальнейшем на данной основе святитель Филарет подготовил «Краткий катехизис» (1824). Благодаря четкости содержащихся в нем формулировок, ясному и доходчивому изложению материала Катехизис сразу же превратился в бестселлер, он многократно переиздавался. По сей день этот труд пользуется уважением и популярностью среди верующих.

Ревнитель православной государственности, святитель Филарет разработал многие законодательные документы Российской империи. В 1823 году, по поручению Александра I, им был составлен и сохранен в тайне акт о назначении наследником престола великого князя Николая Павловича. При Александре II святитель участвовал в подготовке манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, который был обнародован 19 февраля 1861 года. Это было отмечено награждением его специально учрежденной для организаторов реформы золотой медалью «За труды по освобождению крестьян».

Многое сделал митрополит для обеспечения нуждающихся, активизации благотворительных начинаний. Так, в основу работы Попечительства о бедных духовного звания лег написанный им устав (1823); при его участии осуществлялась деятельность Московского тюремного комитета и Московского опекунского совета.

В 1830 году, когда на Москву обрушилась холерная эпидемия, бушевавшая несколько месяцев, Митрополит не покинул свой город, в ответ на царское приглашение в Петербург, а готовился умирать вместе со всеми. В Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. Митрополит повелел ежедневно совершать крестные ходы с молебным пением и колокольным звоном, и сам молился в Кремле с братией Чудова монастыря на коленях, под открытым небом. Священники обходили свои приходы, а потом шли в карантины окормлять больных, причем никто из них не заразился. Святитель Филарет не раз повторял, что врачевание медицинское должно сочетаться с врачеванием духовным, и что в данном случае упование на Бога важнее медицины. В 1831 году, после того как холера оставила Москву, митрополит Филарет был награжден орденом ев. Андрея Первозванного «…за ревностное и многодеятельное служение в архипастырском сане, достойно носимом».

В 1842 году Филарет составил «Правила благоустройства монашеских братств в Москве». Истинный аскет по духу и образу жизни, он всемерно способствовал устроению обителей, основав четыре женских и два мужских монастыря, в числе коих и знаменитый Гефсиманский скит.

В совершенстве владея словом, митрополит Филарет необычайно обогатил сокровищницу церковного красноречия. Многие его проповеди были переведены на различные иностранные языки. Замечательно также поэтическое наследие архипастыря, из которого наиболее известны ответ А. С. Пушкину «Не напрасно, не случайно…», «Вечерняя песнь путешественника» и перевод с греческого «Песни увещательной» свт. Григория Богослова.

19 ноября 1867 года высокопреосвященный Филарет скончался на Московском Троицком подворье. В 1994 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых. Спустя ровно 10 лет обретенные мощи святителя Филарета перенесли в восстановленный храм Христа Спасителя, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.

Братия, Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотню Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

(Послание к Ефесянам св. ап. Павла 2:14-22)

Сказал Господь притчу сию: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

(Евангелие от Луки, 12:16-21)

Протоиерей Алексей Уминский.
Проповедь на Евангельское чтение. О богатом урожае

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам о богатом человеке, который собрал в поле хороший урожай. И он рассуждал сам с собою: «Что мне делать? Некуда собрать мне плодов моих. Вот что сделаю: сломаю житницы мои, построю большие, и соберу туда весь мой хлеб и всё моё добро. И скажу душе моей, — душа моя, много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей и веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с теми, кто собирает сокровиіце для себя, а не в Бога богатеет.

Вот такое Евангелие, в котором описано совершенно обычная для каждого из нас ситуация, когда жизнь наша складывается хорошо и благополучно. То есть в Евангелии описана именно та ситуация, о которой большинство людей мечтает, именно таким образом хочет устроить свою жизнь. Как было бы хорошо, если бы у нас тоже было как у этого богача… чтобы и у нас, наконец-то, прибавилось богатства… чтобы всё пошло в гору, и мы могли бы сказать своей душе те же самые слова, которые являются слоганом современного мира: «Душа моя, покойся, ешь, пей, веселись». Что, собственно говоря, еіцё человеку надо? Именно это-то и надо, наверно. Именно к этому люди стремятся: чтобы вокруг всё было хорошо, чтобы дом был «полной чашей», чтобы еіцё к этой «чаше» прибавлялось, чтобы можно было спокойно оглядеться вокруг себя и сказать: «Как же хорошо всё вокруг складывается. Слава Тебе, Господи! Благодарю тебя, Господи, за то, что у меня всё так хорошо, богатство мое умножается, можно наконец-то покоиться, есть, пить и веселиться».

Человек сотворён Господом из двух стихий, из двух природ, из Неба и земли. Небесного в нас, казалось бы, столько же, сколько земного. Более того, то Небесное, которое Господь в нас вложил, это дух Его жизни, жизни вечной. А земное — это просто прах земной, ничего не стояеций, ничего из себя особенного не представляюЕций. Но оказывается, что дойти до Неба бесконечно тяжело, а к земле прирасти очень просто. И всё время тянет человека прирастать к земле. Кажется очень важным и необходимым именно тут, на земле, устроить себя надолго и навсегда, чтобы именно этот мир — видимый, осязаемый, понятный — стал удобным, прекрасным миром, и больше ничего не надо. Как же хорошо, когда у тебя всё есть, когда тебя окружает благополучие, когда у тебя есть крепкое здоровье, когда у тебя всё по законам этого мира складывается правильно. А Господь неожиданно говорит богатому человеку: «Безумный, дуіну твою в любой момент могут взять у тебя».

Ничего этот богатый человек плохого не сделал, у него всё пошло естественным путём, у него урожай был богатым. Казалось бы, как по-другому он должен был поступить? А как мы должны поступать по-другому? И слова Господа о том, что это безумие, это не правда, это не те законы, по которым должен жить человек, пугают. Пугают потому, что жить по-другому мы не привыкли.

Идти путём Спасения для каждого из нас желанно, ведь мы знаем, что благ Господь, что Он уготовал любяідим Его такое, что не видело око, не слышало ухо и на ум человека не восходило, об этом говорит нам апостол Павел. И когда мы читаем Евангелие, нам встречаются такие страницы, такие слова, которые сердце наше просвеіцают и греют, показывая нам, что истинное наше сокровиіце не здесь, не на земле, а вот там, где Господь, там, куда Он зовёт, и убеждает взыскать прежде Царства Небесного и Правды Его, а всё остальное приложится.

Но стремиться к небесному нам бесконечно тяжело. Наша природа всё равно заставляет нас жить подобно евангельскому богачу, и словом «добро» называть не духовные богатства, а материальные блага. «Много у меня добра» — говорит он о тленном богатстве. А Евангелие сегодня еіцё раз пытается заставить нас взглянуть на Небо, оценить свою жизнь, чтобы каждый понял, в чем наше богатство, что для нас добром по-настояіцему является, где и ради чего мы живём.

Мы приходим в храм, как в Небо, которое устроено на земле как место, где Господь раздаёт свои дары и богатства. И прежде всего Он отдаёт Самого Себя в Таинстве Причаіцения Тела Его и Крови. К этому ли богатству мы стремимся? К этому ли благу мы себя готовим каждую Литургию, когда приходим в храм? Этого ли по- настояіцему жаждет наша душа? Или мы приходим сюда, чтобы просто отдать свой долг Богу, а потом вернуться в тот мир, который нас ждёт, который мы любим, и в котором мы хотим покоиться, есть, пить и веселиться, и забыть о том, что сегодня Господь призывал нас причаіцаться Святых Христовых Тайн, говорил нам эти слова: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое… Пейте от Нея вен: сия есть Кровь Моя …». Это для нас очень важный вопрос, и поэтому, когда мы приходим на Божественную Литургию, когда мы в храме предстоим, Господь даёт нам истинное благо, он даёт нам Самого Себя. И как часто это благо нами не воспринимается, как часто мы его не хотим, не принимаем, отворачиваемся от него. И, конечно же, так поступать могут лишь безумцы, настояіцие безумцы, потому что Господь нам Себя подаёт, а мы иіцем чего-то другого. Пусть наше свяіценное Евангелие, которое мы слышим в храме, просветит, и вразумит, и научит нас искать прежде всего Царство Небесное и Правду его. Аминь.



Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх