Выпуск № 42(162),15.09.2019

ПРЕПОДОБНЫЕ АНТОНИЙ И
ФЕОДОСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЕ

(15 сентября)

Преподобный Антоний (†1073) – основатель Киево-Печерского монастыря, родился недалеко от Чернигова, в местечке Любече; принял монашеский постриг на Афоне, где провел несколько лет, а затем вернулся на Русь.

В 1051 году Антоний поселился близ Берестова под Киевом в пещере, которую ископал благочестивый пресвитер Иларион, впоследствии поставленный на Киевскую кафедру митрополитом. Здесь святой проводил строгую подвижническую жизнь, «моляся Богу, ядый сухий хлеб, пия одну воду, и то мерою, через день или два, иногда по неделям копая пещеру, не давая себе покоя ни днем, ни ночью, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении». Вскоре иноческий подвиг Антония получил известность по разным русским городам, и уже после смерти киевского князя Ярослава Мудрого (1054) вокруг него начала складываться община монашествующих. Первыми его учениками стали некто Никон, саном иерей, которого Антоний благословил совершать иноческие постриги, и преподобный Феодосий. Так начала складываться Киево-Печерская лавра.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф.10,37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли, чадо, – спросил его Антоний, – что пещера моя скромна и тесна?»

– «Сам Бог привел меня к тебе, – ответил Феодосий, – буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Видя умножение братии и стремясь к монашескому уединению, преподобный Антоний поставил Варлаама игуменом образовавшегося монастыря, сам же удалился в пещеру по соседству – нынешние Ближние пещеры Лавры. Формально не являясь настоятелем, Антоний тем не менее продолжал оставаться непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы аскетический опыт Святой горы Афон.

Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения: исцелял больных, давая им есть зелень, которой питался сам; предсказал поражение русским войскам в битве с половцами на реке Альте в 1066 году.

По благословению преподобного Антония над Дальними пещерами была построена Успенская церковь, затем – кельи и ограда. Численность братии к тому времени составляла около 100 человек, что было весьма много даже для греческих монастырей.

По его совету и благословению в 1062 году или чуть ранее игуменом был избран преподобный Феодосий. При Феодосии в Печерском монастыре был принят принесенный из Константинополя общежительный студийский устав, заимствованный позднее многими русскими монастырями, основана первая библиотека на Руси.

Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил келлии и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келлий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов. Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах.

Будучи оклеветан перед князем Изяславом Ярославичем, преподобный Антоний в 1069 году оставил Киев и удалился к князю Святославу в Чернигов. Там, на Болдинских горах, Антоний выкопал пещеру и поселился в ней, став основателем Болдинского пещерного монастыря. Очень быстро вокруг подвижника сложилась монашеская община, и князь Святослав близ пещеры Антония построил церковь во имя святого пророка Илии. После марта 1073 года Антоний поставил болдинским насельникам настоятеля, а сам вернулся в Киев. Здесь он вскоре скончался, успев принять участие в закладке каменного Успенского собора монастыря, место для которого было чудесным образом указано по молитвам святого. Антоний был погребен в своей пещере. Мощи его и ныне почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по лаврской традиции отмечено иконой святого, рядом расположена освященная в его честь пещерная церковь и келья преподобного.

Скончался Феодосий в 1074 году после непродолжительной болезни. Перед смертью он попросил похоронить его ночью в той пещере, где он совершал свой затвор во время Великого поста. Его просьба была выполнена.

Во время татарского нашествия мощи Феодосия были положены под спуд у западных дверей храма, где и находятся по настоящее время. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

СВЯТИТЕЛЬ ИОАСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ

(17 сентября)

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, явившийся отцу ангел покрыл мальчика архиерейской мантией, возвестив о святительском служении сына. При Крещении назван Иоакимом.

В 1713 году он был определен в Киево-Могилянскую академию; его покровителем и духовником был родной дядя, насельник Киево- Печерской лавры иеромонах Пахомий. Уже в 11 лет Иоаким, по его словам, «возлюбил монашество» и собирался принять постриг, однако долго не решался открыть свое желание родителям. Только в 1723 году он приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Несмотря на это, он тайно поступил в Киево- Межигорский монастырь, где вел строгий монашеский образ жизни.

27 октября 1725 года был пострижен в рясофор с именем Иларион; в 1727 году переведен в Киево-Братский Богоявленский монастырь, где пострижен в мантию с именем Иоасаф, рукоположен во иеродиакона.

По окончании академического курса святитель Иоасаф был оставлен преподавателем. В 1733 году он также был и экклесиархом Киево-Братского монастыря. Наконец, 8 ноября 1734 года в киевском Златоверхом монастыре архиепископом Рафаилом он был рукоположен во иеромонаха и 23 ноября переведен в кафедральный Софийский собор. Вскоре он стал членом Киевской духовной консистории.

В 1744 году, 14 сентября, указом императрицы Елизаветы Петровны митрополитом Рафаилом возведен в сан архимандрита и в ноябре вызван в Москву; с 29 января 1745 года был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. Указом императрицы от 15 марта 1748 года он был назначен епископом Белгородским и Обоянским и 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга был хиротонисан.

В августе того же года епископ Иоасаф прибыл на кафедру. Церковное хозяйство в обширной Белгородской епархии находилось в полуразрушенном состоянии. Для более эффективного управления епархией святитель реорганизовал ее административные органы. Одновременно он занимался благоустройством кафедрального Свято-Троицкого собора в Белгороде и архиерейского дома.

Бóльшую часть времени святителя Иоасафа занимали поездки по епархии. По преданию, подтверждаемому материалами архива Курской духовной консистории, он осмотрел все церкви епархии. Старался сделать свои посещения необременительными для приходов, совершал богослужения в храмах. Предпочитал останавливаться не в домах богатых помещиков, а в жилищах священников или крестьян, часто простаивал целую ночь на молитве. Результаты инспекций были зафиксированы в записках святителя. Так, он отмечал отсутствие крестов над куполами церквей и иконостасов в храмах, ветхость антиминсов, балдахинов над престолами и жертвенниками.

Сфера деятельности епископа Иоасафа не ограничивалась церковным администрированием. Заботясь о духовном просвещении паствы, он рассылал по епархии указы с предписанием всем священникам в воскресные дни после литургии учить прихожан молитвам (заставлять их повторять текст до тех пор, пока они не запомнят слова), произносить проповеди с обличением распространенных суеверий (наговоров, заломов колоса, гаданий, чтения «заговорных волшебных тетрадей» и т. д.). Требовал искоренения языческих обычаев: не разрешал постройку качелей на Светлой седмице и в день апостолов Петра и Павла, отмечание праздника березы в Троицкую неделю, купалы и вечерницы, совершавшиеся в день Рождества Иоанна Предтечи.

Святитель Иоасаф обличал пороки и применял меры архипастырского воздействия к нарушителям норм церковной жизни. Большое внимание уделял Харьковскому коллегиуму, регулярно присутствовал на диспутах и экзаменах, знакомился с учениками, лучших из них брал к себе в келейники. Заботился о материальном положении коллегиума. В частности, по просьбе святителя, отправленной ко всем протоиереям Белгородской епархии, коллегиуму были выделены подводы для подвоза строительных материалов, необходимых для перестройки его зданий. Сохранилось предание, что епископ Иоасаф перед большими праздниками посылал келейника, чтобы тот, не привлекая внимания, оставлял перед домами бедных людей одежду и деньги; иногда и сам святитель, переодевшись, ночью отправлялся помогать бедным.

В 1754 года Белгородский епископ собирался в очередной раз осмотреть епархию. По преданию, накануне отъезда из Белгорода он увидел во сне церковь и в ней на куче мусора образ Божией Матери. От иконы исходило сияние и раздавался голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма! Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Пораженный сновидением, святитель Иоасаф стал обращать особое внимание на иконы Божией Матери при осмотре каждой церкви. Однажды он вошел в небольшой храм, расположенный в предместье Замостье г. Изюма. В притворе владыка обнаружил икону Божией Матери, используемую в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению епископа образ был помещен в киот за левым клиросом. В течение трех дней пребывания в Изюме архиерей ежедневно приходил молиться перед обретенной святыней. Впоследствии этот образ Божией Матери стал называться Песчанским.

29 мая 1754 года святитель Иоасаф отслужил последнюю литургию в белгородском Свято- Троицком соборе. После службы владыка обратился к прихожанам, сказав, что больше не увидит города, просил прощения у всех и сам всех простил и благословил. Отъезжая на родину для свидания с престарелыми родителями, он распорядился о постройке у юго-западной стены собора каменного склепа для погребения. Общение святителя с родными имело для них большое значение, племянник святителя Наркисс Квитка впоследствии стал архимандритом.

Побывав у родителей, владыка посетил Мгарский монастырь и отправился в Белгородскую епархию. В последних числах сентября болезнь, обострившаяся в дороге, заставила его остановиться в слободе Грайворон, где располагался архиерейский дом. К больному святителю приехали мать, брат и сестра. Святитель Иоасаф болел около двух месяцев, был окружен заботой родственников. Перед кончиной соборовался, исповедался и причастился. Святитель преставился ко Господу 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни.

Два с половиной месяца после блаженной кончины Иоасафа тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, ввиду того что назначенный Святейшим Синодом для совершения погребения Иоасафа Переяславский и Борисопольский Преосвященный Иоанн Козлович был задержан разливом рек. Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей, гроб с телом Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части белгородского Свято-Троицкого собора).

Торжества канонизации и открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского состоялись 4 (17) сентября 1911 года.

ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ

(19 сентября)

Архангел Михаил (его имя с др.-евр. переводится «Кто как Бог?») – главный архангел, один из самых почитаемых в христианстве. В Библии он именуется также архистратигом, то есть верховным военачальником, т. к. он возглавил ангелов в их борьбе против диавола и объединившихся вокруг него темных сил.

В Книге пророка Даниила архангел Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла. Память архангела Михаила отмечается дважды в год: 19 сентября и 21 ноября.

19 сентября Православная Церковь вспоминает чудо, совершенное архистратигом Михаилом в Хонех в IV веке.

Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности Херотопа, находился храм во имя архистратига Михаила. Храм этот был построен стараниями одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Михаилу за исцеление его немой дочери водой от источника, протекавшего рядом с храмом.

Архангел Михаил, явившись во сне отцу немой девицы, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, а в благодарность за исцеление и был построен храм.

К источнику стали приходить не только христиане, но и язычники, многие из которых, получив исцеление, обращались ко Христу.

В храме святого архистратига Михаила в течение 60 лет служил пономарем благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей жизни он привел к вере в Господа многих язычников.

Со своей стороны, некоторые из язычников, раздражаясь на Архиппа из-за его проповедей, задумали разрушить храм и убить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм.

Святой Архипп усердно молился святому Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился сам архангел, ударом своего жезла открывший в горе широкую расселину и повелевший устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом, храм был спасен.

Увидев такое чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и другие христиане прославили Бога и благодарили святого архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

Братия, бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, мара́н-афа́(да будет отлучен до пришествия Господа). Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

(Первое послание к Коринфянам св. ап. Павла 16:13–24)

Сказал Господь притчу сию: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

(Евангелие от Матфея 21:33–42)

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх