Выпуск №34(154),28.07.2019

СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

(28 июля)

Святой равноапостольный Владимир (в Крещении Василий) — киевский великий князь, инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. Память равноапостольного князя Владимира празднуется ежегодно 28 июля и в этот же день Православная Церковь отмечает День Крещения Руси.

Владимир — сын великого князя Святослава Игоревича и внук святой равноапостольной великой княгини Ольги, родился около 960 года. В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол; в 978 году отвоевал Киев у своего старшего брата — Ярополка. В народе он прославился как завоеватель земель. Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, радимичей, ятвягов; совершил поход против волжских булгар, завершившийся заключением долгосрочного русско-булгарского мира; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия Святого Крещения Владимир был убежденным язычником. Летописцы не жалеют черных красок, изображая князя той поры. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие — у князя было несколько жен и множество наложниц в разных городах.

Вскоре после вступления на Киевский престол Владимир провел «языческую религиозную реформу». Он установил рядом с княжеским двором идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Аналогичные действия были предприняты и в других городских центрах Руси. В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера.

История обращения Владимира изложена в «Повести временных лет» в виде «Сказания об испытании (или выборе) вер». Из всей совокупности данных Крещение великого князя и его деятельность по христианизации Руси предстает как сознательный, целенаправленный выбор, обусловленный как личными религиозными исканиями Владимира, так и совокупностью внутренних (неудовлетворительность язычеством и в религиозном отношении, и в качестве государственно-консолидирующего идеологического фактора) и внешних (необходимость вступления Руси в семейство христианских держав) политических причин.

Великий князь созвал в Киев представителей разных вероучений: мусульман из волжских булгар, немцев-католиков, хазарских иудеев и православных греков. Каждый из них описал Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

В 988 году князь Владимир принял Святое Крещение с именем Василий. Произошло это, по разным данным, либо в византийской Корсуни (Херсонесе), либо в Киеве. После своего обращения князь начал активно бороться с язычеством и предпринял первые шаги по христианизации Руси. По его приказу были разрушены языческие капища в столице. Греческие священники крестили вначале сыновей Владимира, дружину и бояр, а затем и всех киевлян. В ближайшие годы массовые крещения прошли в Ростове, Суздали, Муроме, Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове и других крупных городах. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Развернулось деревянное и каменное храмостроительство. В 990/91 году Владимир заложил в Киеве каменную церковь Пресвятой Богородицы Десятинную, для возвещения которой были приглашены греческие мастера и которой были переданы иконы, церковная утварь и моттти святых Климента, папы Римского, и его ученика Фива, вывезенные князем из Корсуни. После освящения церкви в 996 году, туда перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну. С этой церковью связана важнейшая церковно-административная реформа князя Владимира — установление церковной десятины.

В сфере церковного суда оказалось брачное и семейное право, преступления против нравственности, ведовство, суд над т. н. церковными людьми. Крайне важным делом было обеспечение Церкви русскими священнослужителями, для чего князь отбирал детей знати и отдавал их «на учение книжное».

Во время своего правления Владимир, по примеру Византии, начал чеканить монеты — впервые на Руси. Их делали из золота и серебра, и назывались они, соответственно, «златник» и «сребреник». На монетах изображался князь, сидящий на престоле, и было написано: «Владимѣръ на столѣ», что в переводе значит «Владимир на престоле».

Важнейшей заботой великого князя была организация устойчивой обороны южных подступов к Киеву от печенежских набегов. Владимир предпринял строительство по берегам притоков Днепра грандиозной фортификационной системы, которая состояла из крепостей («градов»), соединенных сплошными земляными валами с деревянным тыном и населявшихся людьми, выведенными со всех концов Руси. Оборона становится поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь славянских и неславянских племен.

Принятие христианства совершенно изменило самого Владимира. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. По его приказу была организована раздача продовольствия и денежной милостыни на княжеском дворе; продовольствие также развозилось по городу для тех, кто по болезни не мог сам явиться к раздаче. Мних Иаков, автор «Памяти и похвалы князю Владимиру», пишет: «Не в Киеве одном, но по всей земле Русской — и в городах, и в селах — везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных — всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…» Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, при огромном стечении народа, оплакиваемый всеми киевлянами — и боярами, и убогими, малыми и великими. «И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце…»

Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира нет. Возможно, Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом. Первые надежные сведения об общецерковном почитании Владимира как святого равноапостольного относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память святого князя Владимира под 15 июля.

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА МАРИНА
(МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ

(30 июля)

Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской (Малая Азия) в семье языческого жреца Эдессия. Мать девочки вскоре умерла, и отец отдал младенца на воспитание кормилице, которая жила в сельской местности.

В то время император Диоклитиан (284-305 гг.) воздвиг жестокие гонения на христиан: их стали арестовывать, заключать в тюрьмы и требовать поклониться идолам. За отказом подчиниться воле правителя следовали пытки и казни. Многие христиане скрывались от преследований: кто в лесах, кто в дальних селениях, но даже там люди продолжали свою проповедь. От одного из таких христиан Марина впервые услышала об Иисусе Христе. Она не только уверовала, но и желала креститься, а возможно, и приняла Святое Крещение. Узнав об этом, отец отрекся от нее. И Марина как простая пастушка стала стеречь его овец.

Как-то раз в поле девушку увидел Олимврий, наместник восточных областей Римской империи. Пятнадцатилетняя Марина была так юна и прекрасна, что епарх сделал ей предложение. Не смутило его и то, что девушка объявила себя христианкой. Олимврий был гонителем христиан и считал, что уж с этим препятствием он знает, как справиться. Он арестовал девушку и под конвоем привел в Антиохию, где передал суду. На судилище епарх уговаривал Марину принести жертву языческим богам и не только обещал щедрое вознаграждение, но и публично предложил ей стать его женой. Но девушка в ответ лишь молилась и просила у Бога дать ей крепости и мужества посрамить врагов. А Олимврию заявила, что верит во Христа и иного жениха не желает. Тогда начались ее длительные мучения.

Марину секли прутьями, строгали ее тело трезубцами, вбивали в нее гвозди, жгли огнем. При виде таких страданий девушки народ плакал от жалости. На ночь ее бросили в темницу. Марина не только терпеливо сносила мучения, но и не переставала молиться. Под покровом ночи в темнице ей явился дьявол в облике змея. Он поглотал ее, как некогда кит Иону. В чреве змея девушка совершила крестной знамение, чем разорвала его на части. Выйдя из тела змея, как говорит житие, она получила исцеление от ран. Когда утром ее привели к Олимврию, она была совершенно здорова без следов пыток. Кто-то, видя, что на теле девушки не осталось ран, уверовал во Христа, кто-то счел это колдовством. Епарх же вновь убеждал девушку принести жертвы идолам. Именно они, по его мнению, исцелили ее. Но Марина в ответ смеялась над мучителем и продолжала славить Бога. Ее жгли огнем, а она возносила Богу молитвы. Слыша слова девушки, епарх приказал утопить ее в бочке. Когда палачи приступили к этому, земля затряслась, веревки, сковывавшие ее руки, спали, и девушка не только не утонула, но вышла исцеленной теперь без следов ожогов. Еще большее число тех, кто видел это, уверовали во Христа и тут же стали славить Его.

Растерянный от произошедшего, разъяренный собственным бессилием Олимврий приказал сечь мечами всех, кто только упоминает Христа. Тогда погибло пятнадцати тысяч человек. Палач отрубил голову и святой Марине, которая сама подставила ее под острый меч. Очевидцем страданий Марины был некто Феотим, который и записал ее житие. Мощи великомученицы хранились в Константинополе до взятия города крестоносцами в 1204 году. Западная церковь чтит Марину, называя ее Маргаритой Антиохийской. Многие храмы посвящены ее имени.

ПРОРОК ИЛИЯ

(2 августа)

Илия (значение имени: «Бог мой Господь») — один из самых почитаемых ветхозаветных пророков. Его история рассказана в третьей книге Царств, также он упоминается и в других книгах Ветхого Завета и в Новом Завете. Начало служения Илии — предсказание трехлетней засухи в наказание за отступничество царя Ахава (871-852 до Рождества Христова). Находясь под сильным влиянием своей жены Иезавели, Ахав построил в столице Израильского царства Самарии храм финикийскому богу Ваалу, что превзошло прежние нечестивые деяния израильских царей. Скрываясь от преследований Иезавели, Илия убежал в пустыню к потоку Хораф, где вороны приносили ему пишу. Когда вода в потоке высохла, пророк по повелению Бога переселился в финикийскую Сарепту. Близ города он встретил вдову и попросил дать ему воды и лепешку. Она ответила, что в доме осталось совсем немного муки и масла. Илия пообещал ей, что мука и масло не закончатся, пока он будет пребывать в ее доме. Слова пророка чудесным образом исполнились. Когда от болезни умер сын вдовы, Илия обратился к Богу с просьбой воскресить отрока и юноша ожил. После трех лет засухи, когда в уже не осталось корма для скота, Бог призвал Илию встретиться с царем Ахавом. Пророк обвинил царя в том, что покровительство культу Ваала и забвение единого Бога стали причинами бедствия. Илия предложил устроить в присутствии народа на горе Кармил состязание между ним и жрецами Ваала, которое показало бы, какой Бог является истинным. Для этого было необходимо построить два жертвенника, положить на них дрова и тельцов, но не подносить к ним огня, а ждать, когда огонь сойдет с небес. Жрецы Ваала долго взывали к своему богу и истязали себя, однако это не принесло никакого результата. Илия воздвиг жертвенник из 12 камней, что символизировало единство 12 колен израилевых, положил на него дрова и рассеченного тельца, выкопал вокруг него ров и попросил заполнить его водой. Затем пророк обратился с молитвой к Богу, и с небес сошел огонь, уничтоживший не только жертвенного тельца, но и камни жертвенника и ров с водой. При виде этого народ исповедал Яхве истинным Богом. Илия призвал схватить всех находившихся там жрецов Ваала и убил их у потока Киссон. А затем, спасаясь от гнева Иезавели, ушел в пустыню, где просил у Бога смерти, но ангел принес ему пищу для поддержания сил, необходимых для 40-дневного похода к горе Хорив (Синай). В пещере на горе, где Моисею были даны скрижали закона, Бог обратился к Илие и явился ему после сильного ветра, землетрясения и огня в «веянии тихого ветра». Бог призвал его вернуться обратно и сделать то, что он скажет: «…помажь Азаила в царя над Сириею», Ииуя — «в царя над Израилем», а Елисея — «в пророка вместо себя». Илия исполнил все повеления Бога и, придя в Израиль, призвал Елисея себе в ученики, бросив на него свою верхнюю одежду.

Завершением земного пути пророка Илии стало его вознесение на небо в колеснице. Вместе с Елисеем он отправился к Иордану, который они перешли, после того как Илия ударил по воде своей одеждой и заставил реку расступиться. Елисей попросил пророка о том, чтобы на него перешел и в нем удвоился пророческий дар («дух») его учителя, Илия обещал ему это при условии, что он станет свидетелем его вознесения. Елисей увидел, как огненная колесница унесла его учителя, подобрал упавшую с него одежду и наследовал его пророческий дар. Пророк Илия — один из свидетелей преображения Господня (Мф. 17:3), который говорил с Ним о Его исходе. В Послании апостола Иакова он приведен как пример человека, по искренней молитве которого пошел дождь (Иак. 5:17), то есть как пример веры в Бога.

Братия, поскольку по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

(воскресное чтение — послание к Римлянам св. ал. Павла 12:6-14)

Братия, поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

(чтение в честь святых отцов шести Вселенских Соборов —
послание к Евреям св. ап. Павла 13:7-16)

Братия, возвещаю вам, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Бурковъ Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

(чтение в честь св. равноап. кн. Владимира — послание к Галатам св. ап. Павла 1:11-19)

В то время Иисус, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

(воскресное чтение — Евангелие от Матфея 9:1-8)

В то время Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

(чтение в честь святых отцов шести Вселенских Соборов —
Евангелие от Иоанна 17:1-13)

Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

(чтение в честь св. равноап. кн. Владимира — Евангелие от Иоанна 10:1-9)

Митр. Антоний Сурожский. Исцеление расслабленного

Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно должно бы означать для нас самих. Если бы наше тело не было бы Богу дорого, так же дорого и нежно любимо Им, как и наша вечная душа, Бог не стал бы исцелять тело или заботиться о его вечной жизни после воскресения мертвых.

И когда мы задумываемся о человеческом теле, будь то в связи с вечностью или с временной жизнью, в связи ли с земным или небесным, мы можем поставить себе вопрос: разве мы не получаем все наше знание, о Боге или о тварном мире, через тело? С младенчества, с самого рождения нашего мы познаем нежность и любовь через посредство нашего тела, задолго до того, как можем постичь что- либо умом. Затем мы возрастаем в познании, мудрости, опытности; все, чем владеет наш ум, все, что делает наши сердца такими богатыми, достигает до нас через наши чувства. Апостол Павел сказал: вера от слышания, а слышание — от слова Божия… Красоту человеческого лица, и окружающего мира, и всего, что человек сумел создать прекрасного и значительного, мы воспринимаем через зрение. И можно перечислить и дальше все наши чувства, которые, как дверь, открываются на созерцание красоты и смысла тварного мира, а через него — на созерцание вечности: вечной красоты Божией, сияющей во всем Его творении.

Вот почему с такой любовью Христос совершал исцеление тела; этими исцелениями Бог со всей силой являет вечность воплощенного бытия. Поэтому же, когда кто-то умирает, мы окружаем его — или ее — тело такой нежностью и таким благоговением. Это тело сотворено Богом, в это тело Он вложил всю Свою любовь. И больше того: Он Сам стал человеком, Сам Живой Бог облекся в тотъ и явил нам не только, что человек так построен, так велик, так глубок, что может соединиться с Богом, стать причастником Божественной природы, но что самое тело наше способно быть Духоносным, поистине Богоносным. Какое это диво!

И мы также видим, что Свою вечную жизнь Бог сообщает нам через вещество земли: через крещальные воды, которые становятся источником вечной жизни, через хлеб и вино, пронизанные Его Божеством, — и нашим телом мы приобщаемся Самому Богу в Его таинствах. Как дивно наше тело, и с каким благоговением мы должны относиться к нему! Зачаточно тело свято; оно призвано к вечному общению с Богом, так же, как и душа. Оно любимо Богом. Не напрасно апостол Павел говорит: Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших… Прославляйте: дайте Богу сиять через ваше тело, как Он может сиять через вашу душу; пусть ваше тело будет таким, чтобы соприкосновение с ним было бы соприкосновением с Воплощением, с тайной Бога, ставшего человеком.

Задумаемся над этим; потому что часто — о, как часто! — мы не отдаем себе отчета о вечной красоте и величии нашего тела. И так часто мы думаем о смерти как о мгновении, когда бессмертная душа вступает в Божественную жизнь, а тело распадается в прах. Да, оно обращается в прах; но у него вечное призвание: оно поистине воскреснет, как воскрес Христос. И все мы однажды предстанем перед Богом воплощенными, с телом преображенным, как преображено тело Христово, с душой, обновившейся вечностью, и будем общаться с Богом в любви, в вере и в молитве не только душой, но вместе со всем сотворенным станем причастником Божественной природы и душой, и телом: душой и телом, когда, по обетованию Божию через апостола Павла, Бог будет все во всем, и ничто не останется вне Божественного общения, Божественной Славы.

Какое это диво! Какая дивная тайна: тело, такое, как будто, хрупкое, такое преходящее, может зачаточно принадлежать вечности и уже сияет славой во святых. Аминь!





Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх