Выпуск №5(125), 27.0 1 .2019

СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА

(27 января)

С именем святой равноапостольной Нины связано крещение Грузии и объявление там христианства государственной религией.

Нина родилась около 280 года в Каппадокии, была единственной дочерью знатных и благочестивых родителей, Завулона и Сосанны. По отцу святая Нина приходилась двоюродной сестрой великомученику Георгию Победоносцу, а по матери — племянницей Иерусалимскому Патриарху Ювеналию. После того, как ее отец ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, святая Нина воспитывалась в Иерусалиме старицей из Двина армянкой Саррой Миафорой. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия. Желание это еще более усилилось, когда она услышала историю о хитоне Господнем, хранящемся в Мцхете — Нина искала возможности поклониться святыне.

Однажды во сне ей явилась Божия Матерь и благословила ее проповедовать в Своем уделе (Грузии), вручив деве крест из виноградной лозы, который она, проснувшись, обвила волосами. Крест с немного опущенными боковыми сторонами («крест святой Нино») является символом Грузинской Православной Церкви.

В 303 году, спасаясь от преследований римского императора Диоклетиана, святая Нина бежала в Иверию и достигла Мцхеты. Она жила у садовника царского сада, затем у северной границы города в шалаше в кустах ежевики (сейчас здесь расположен женский монастырь Самтавро, рядом с ежевичным кустом выстроена маленькая церковь ев. Нины), исцеляла и проповедовала. Ее последовательницами стали женщины из знатных семей и царского дома, среди них супруга царя Мириана царица Нана, которую Нина исцелила от тяжелой болезни; дочь настоятеля мцхетской синагоги Авиафара Сидония. Авиафар рассказал святой Нине их семейное предание, согласно которому его прадед Елиоз, присутствовавший при распятии Христа, приобрел хитон Господень от римского воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет. Сестра Елиоза Сидония взяв его, стала целовать со слезами, прижала его к груди и тотчас пала мертвой. И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из ее рук священную одежду. Спустя некоторое время, Елиоз тайно предал земле тело сестры, вместе же с нею схоронил и хитон Христов. С тех пор никто не знал места погребения Сидонии. Предполагали, что оно находилось под корнями тенистого кедра, который вырос сам по себе посреди царского сада. Святая Нина стала приходить сюда по ночам и молиться. Таинственные видения, бывшие ей на этом месте, уверили ее, что место это свято — она несомненностью нашла место, где был скрыт хитон Господень.

Нина обратила ко Христу и самого царя Мариана, бывшего до этого язычником. Поводом послужило чудо во время охоты на горе Тхоти в окрестностях Мцхеты. Внезапно царя окружила тьма, он вознес тщетные молитвы языческим божествам, затем воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент он увидел свет. Царь исповедал Христа перед святой Ниной и направил письмо о желании принять крещение царице Елене и ее сыну императору Константину I Великому, который прислал в Картли епископа, священника и дьякона. Царь и двор были крещены немного ранее, а затем в Мцхете, у слияния рек Арагви и Кура, был окрещен народ. Произошло это в 326 году.

Ежегодно 1 октября Грузинсукая Православная Церковь тмечает Светицховлоба — древний праздник, восходящий к времени Крещения Картли: в этот день Католикос- Патриарх Грузии совершает в водах Арагви и Мтквари (Куры) массовое Крещение народа.

В знак торжества христианства в Картли на горах, где прежде стояли языческие идолы, по повелению святой Нины были воздвигнуты кресты: главный — в Мцхете (позже на этом месте был выстроен храм Джвари), другие — на горе Тхоти (место обращения царя Мириана) и в городе Уджарма.

Первый грузинский храм было решено заложить на месте 300-летнего кедра, который вырос над погребением Сидонии и хитона Господня. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв равноапольстольной Нины ствол, который до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему приводили больных, и они исцелялись. Столп окружили деревянной оградой, и вокруг него выстроили церковь Светицховели (груз. — животворный столб), которая на протяжении тысячелетия являлась главным собором всей Грузии. Деревянный храм не сохранился. На его месте ныне существует храм XI века во имя Двенадцати Апостолов, который числится среди памятников Всемирного наследия и в настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.

Избегая славы и почестей, которые воздавали ей царь и народ, пламенея желанием послужить к еще большему прославлению имени Христова, святая Нина ушла из многолюдного города в горы и стала там молитвою и постом приготовляться к новым апостольским трудам в соседних с Карталией областях. Святая Нина проповедовала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда она прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа. Святая Нина мирно скончалась 14 января 335 (или 337) года в местечке Бодбе, где и была похоронена. В скором времени по просьбе царя Мариана над могилой равноапостольной Нины был возведен храм в честь великомученика Георгия — небесного покровителя Грузии и родственника святой Нины, а близ него возник и монастырь. И сегодня мощи святой Нины покоятся в православном Бодбийском монастыре.

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ

(30 января)

Преподобный Антоний Великий (251–356) –основатель православного отшельнического монашества, его жизнь явилась образцом подражания для многочисленных подвижников как в Египте, так и за его пределами. Родился в селе Кома в семье состоятельных благочестивых христиан-коптов. С детских лет он посещал храм и внимательно слушал все, что там читалось и пелось. Когда умерли его родители, Антонию было двадцать лет и у него на руках осталась малолетняя сестра. Однажды в храме он услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною»(Мф. 19:21) –и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел, продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав позднее в храме заповедь Спасителя:«Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы»(Мф. 6, 34), – преподобный раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к «известным и верным девам», а сам поселился в старом хлеву, который находился в нижней части сада его прежнего дома, и начал вести монашеский образ жизни. Подобное поприще он избирает не первым. Неподалеку находился старый отшельник, где-то поодаль жили и другие пустынники, у которых он учился аскетической жизни, примечая особые заслуги каждого из них в какой-либо добродетели и духовном делании: приветливости, человеколюбии, кротости, молитве, бдении, знании Священного Писания и других. Однако «в Египте немногочисленны еще были монастыри, и инок вовсе не знал великой пустыни, всякий же из намеревавшихся внимать себе подвизался, уединившись
не вдали от своего селения». Все это время он трудился не покладая рук, дабы заработать на хлеб себе и нуждающимся. Основным промыслом Антония, как и многих последующих монахов, стало монотонное плетение веревок, циновок, корзин и сандалий из пальмовых листьев и тростника, потому что оно нисколько не мешало непрестанной молитве. Постепенно Антоний приучил себя к более трудным подвигам. Нередко он проводил целые ночи в молитвенном бдении. Питался единожды вдень после заката солнца, но бывало, что и один раз в два дня, и даже один раз в четверо суток. Пищей ему служил только хлеб с солью, а пил он лишь воду. Спал, как правило, прямо на голой земле, а укрывался рогожей.
Около 285 года преподобный Антоний поселился в заброшенном укреплении на противоположном берегу Нила и жил там затворником в течение двадцати лет, ведя духовную брань и только изредка отзываясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Постепенно на горе Писпир вокруг подвижника образовалась колония отшельников. Многие желали подражать его подвижничеству, а некоторые из знакомых пришли к нему и «силою разломали и отворили дверь» в его жилище, Антоний Великий вынужден был нарушить свое затворничество.

Святой Антоний своими духовными подвигами стяжал многие благодатные дары: исцеления больных, изгнания бесов, утешения скорбящих, примирения враждующих и убеждения всех в том, что любви ко Христу нельзя предпочесть ничего. Преподобный «убедил многих избрать иноческую жизнь; и таким образом, в горах явились наконец монастыри; пустыня населена иноками, оставившими свою собственность и вписавшимися в число жительствующих на небесах».

Социальная значимость преподобного Антония росла, он дважды посещал Александрию: в 308 году, во время гонения императора Максимина, ободрял заключенных в темницах христиан и появлялся в наиболее опасных местах, сам готовый на мученичество; в 338/339 году обличал арианскую ересь и с высоты своего духовного авторитета призывал держаться правой веры. Во время своего недолгого пребывания в Александрии он обратил ко Христу великое множество язычников.

В 313 году Антоний с двумя своими учениками Макарием — также будущим святым, известным как Макарий Великий или Египетский — и Аматасом ушел в горный район недалеко от Красного моря, который называл «внутренней горой», но часто посещал «внешнюю гору» Песпир, наставляя подвизавшихся там монахов. Здесь на небольшом клочке плодородной земли он сам выращивал хлеб, дабы не беспокоить учеников, доставлявших его раньше. К преподобному приходили представители всех слоев египетского общества: от нищих до государственных чиновников высокого ранга, он вел переписку с императором Константином и его сыновьями Констанцием и Константом. Когда Антоний состарился и ослабел плотью, благочестивые братия выпросили у него разрешения приносить ему раз в месяц овощей, елея и маслин. Согласно Житию преподобного, он отдавал приносящим (как бы расплачиваясь) корзины, которые изготавливал собственноручно.

Однажды братия попросили Антония посетить их обитель, и он согласился. По пути у них кончилась вода и они погибали от жажды. И тогда Бог, по молитве святого, сотворил чудо: на том месте, где он молился пробился источник питьевой воды. Пробыв недолгое время среди монаществующих, Антоний вернулся на Внутреннюю гору и продолжил там совершать свои подвиги.

Вместе с Макарием и Аматасом преподобный Антоний прожил во «внутренней горе» еще 40 лет, скончался в 356 году, в возрасте 105 лет, и погребен своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте.

Жизнь египетского подвижника подробно описана отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия — первый памятник православной агиографии — считается одним из лучших его писаний; святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам. Преподобному Антонию приписывается авторство первой главы «Добротолюбия». Несколько эпизодов из жизни и мудрых наставлений Антония Великого содержится в «Древнем патерике».

СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ

(31 января)

Святитель Афанасий, епископ Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия, родился около 293 года в городе Александрии в греческой христианской семье. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания, которое знал блестяще.

Рано он был замечен свт. Александром Александрийским, — жил в его доме, под его руководством получил воспитание у грамматиков и риторов и незадолго до начала арианских смут был рукоположен во диаконы и сделался секретарем епископа. В этой должности он сопровождал свт. Александра на Первом Вселенском Соборе в Никее и здесь «с дерзновением восстал против нечестия ариан». Вскоре после Собора свт. Александр скончался, по-видимому указав на Афанасия как на своего преемника.

В 328 году был избран епископом Александрийским, и вся дальнейшая жизнь свт. Афанасия была беспрерывной борьбой с арианами и другими еретиками за чистоту Православного вероучения. Большую часть из своего 45-летнего епископства святитель Афанасий провел в изгнании и ссылке. Пять раз он вынужденно оставлял свою кафедру и столько же раз возвращался на нее; несколькими Соборами, под давлением императоров и при активном содействии еретиков, свт. Афанасий был низлагаем, однако через какое-то время эти низложения отменялись.

В условиях постоянного и ожесточенного гонения на православный епископат, Афанасий Великий долгое время оставался фактически единственным правящим православным архиереем на всем христианском Востоке.

Даже годы изгнания он использовал на благо Церкви: во время своих странствований по египетской пустыне, святитель посещал многих подвижников, в том числе прпп. Антония и Пахомия Великих, что способствовало сближению растущего монашества и Церкви; святитель предпочитал возводить монахов на епископские кафедры, что примиряло их с идеей общественного служения в священном сане.

Во время вынужденного посещения западной части империи, свт. Афанасий свои исповедническим примером укрепил там никейскую веру и познакомил западных христиан с опытом египетского подвижничества, что послужило толчком к возникновению западного монашества.

Последние годы своей жизни, с 366 по 373, он провел на своей кафедре в Александрии в относительном покое, занимаясь пастырскими и литературными трудами, и мирно почил о Господе 3 мая 373 года.

Главной заслугой Афанасия в догматической области является опровержение ереси Ария, утверждение Никейского символа веры и формулировка православного учения о единосущии Отца, Сына и Святого Духа. В творениях Александрийского святителя получило развитие учение об искуплении и обожении человека, совершенном Иисусом Христом. Говоря о Боговоплощении, Афанасий пишет: «Слово вочеловечилосъ, чтобы мы обожилисъ; Оно явило Себя телесно, чтобы мы узнали о невидимом Отце; Оно претерпело поругание от людей, чтобы мы наследовали бессмертие».

Братия, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

(Чтение на воскресной литургии — Послание к Колоссянам св. ап. Павла 3:12-16)

В то время человек некий подошел к Иисусу, искушая Его и говоря: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

(Евангелие от Луки 18:18-27)

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский).

Проповедь на воскресное Евангельское чтение

«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — спросил юноша Христа. И ответил ему Господь: «Если хочешь» вечной жизни, «соблюди заповеди». Насильно никого не спасает Господь, посему и говорит: «если хочешь», и не сказал: «исполни», так как не в состоянии человек, с его поврежденной природой, исполнить все, а сказал: «соблюди», это значит — не теряй их из вида, всегда имей их в памяти и в сознании и согласуй с ними мысли и дела твои. «Какие заповеди?» — спрашивает Христа юноша, и слышит в ответ: «Не бери чужого, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, почитай отца и матерь: и люби ближнего, как самого себя».

Всех ли нас, дорогие во Христе братья и сестры, нас христиан, занимает вопрос: что делать, чтобы иметь жизнь вечную? Путь к жизни вечной начинается с соблюдением заповедей Божиих. И отличительной чертой человека, соблюдающего заповеди, являются преданность Богу и простота сердца. А где простота сердца, там и смирение, там сознание своей недостаточности и желание роста духовного. Смиренный человек никогда не любуется собой и не ведет счета своим добрым делам.

Не так думал о себе Христа вопрошавший юноша, потому и смело отвечает Христу: «Все это сохранил я от юности моей». Неправду сказал о себе самодовольный юноша. Не проверив глубины своего сердца, он не заметил, что не исполнена им главная заповедь — заповедь о любви к ближнему, ибо, если бы любил он ближнего, как самого себя, он бы без труда использовал свое богатство для служения несчастным.

Знал всеведущий Господь, что юноша был богат, посему на вопрос: «чего мне еще не достает?» сказал: «если хочешь быть совершенным», — решись на подвиг — «продай имение твое и раздай нищим». «Если хочешь», — говорит Господь, — Я не требую от всех этого подвига, ибо не все могут его понести, но ты ищешь совершенства — так вот, соверши этот подвиг и «следуй за Мной». И юноша, казалось, готовый исполнить повеление великого Учителя, молча «с печалью отошел», ибо «у него было большое имение».

Ревнующий о спасении, переоценил себя, себя не познал, не заметил, какую власть над его бедным сердцем возымела страсть любостяжания. «Все мне позволено, но не все на пользу; все мне позволено, но ничто не должно обладать мною», — говорит апостол Павел. А вот добрый юноша оказался рабом страсти любостяжания.

А ну-ка, взгляни каждый на себя: нет ли в тебе этого греха? Страсть к любостяжанию является «корнем всех зол» (1Тим. 6:10), дорогие мои братья и сестры, Нет греха в том, что ты состоятелен или богат, но смотри: не будь пристрастен к богатству, ибо пристрастие к наживе, к деньгам, обращается в болезнь души: любостяжание ослепляет человека, делает его самонадеянным, беспокойным, бесчувственным до жестокости и не способным к духовной жизни; человек любостяжательный — остается способным лишь к соблюдению внешних традиций, т.е. способным сохранить узор, а ведь вера и религия это не узор, не обряд или традиция, а жизнь. «Христос — наша Жизнь». «Мы видели новую Жизнь», — говорят Апостолы, свидетельствуя о Христе Иисусе.

«Когда богатство умножается, не прилагай к нему своего сердца», — говорит царь и пророк Давид. Нынешнее Евангелие указывает нам — как нам начинать наше восхождение к Горнему Иерусалиму, — чего должны мы избегать на этом пути, и зовет нас, ленивых и спотыкающихся, к жизни новой, к жизни во Христе. Аминь.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх