Выпуск №115, 02.12.2018

ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО

(2 декабря)

Святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, является крупнейшим деятелем Русской Православной Церкви в XIX столетии. Он соединял в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта.

Только на Московской кафедре его служение протекало почти полвека (с 1821 по 1867 год), в царствование императоров Александра I, Николая I и Александра II.

Родился будущий святитель 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии, в семье соборного дьякона и преподавателя семинарии, впоследствии рукоположенного в сан священника. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Образование получил в Коломенской и Троицкой лаврской семинариях. 21 ноября 1803 года, блестяще завершив курс и выдержав экзамен, произведенный лично Московским митрополитом Платоном (Левшиным), он был определен в семинарию учителем греческого и еврейского языков.

Со временем раскрылся его ярчайший дар слова, Василий Дроздов был назначен лаврским проповедником и получил должность учителя поэзии, позднее перемещен в класс высшего красноречия и риторики. Под влиянием владыки Платона молодой преподаватель все более склонялся к избранию иноческого пути. 16 ноября 1808 года он принял монашеский постриг с именем Филарет, а 21 ноября митрополит Платон совершил его рукоположение в иеродиакона.

Поначалу отец Филарет предполагал соединить свою дальнейшую жизнь с Троице-Сергиевой лаврой. Но в связи с реорганизацией деятельности духовных школ его вызвали в Петербург. В 1809 году он получил назначение на должность наставника философии в Петербургскую академию. Кроме того, он преподавал церковную историю. Удостоившись сана иеромонаха, отец Филарет стал проповедовать как пастырь. Его проповеди отличались особенной глубиной и вместе — доступностью. Вскоре о нем говорили даже на дальних окраинах Петербурга, и даже в самых высоких светских кругах.

В 1812 году отца Филарета назначили профессором богословия. Тогда же он занял место ректора академии. Ректорскую деятельность он совмещал с проповеднической, преподавательской и писательской. Благодаря энергии нового ректора, высшая духовная школа северной столицы стала примером для всех подобных учебных заведений.

Во время Отечественной войны 1812 года, он, в меру сил, помогал Родине молитвами и пожертвованиями на военные нужды. После победы над полчищами Наполеона будущий святитель Московский, по поручению церковного начальства, составил текст особого молебствия о спасении Отечества. В послевоенный период он принял участие в синодальном переводе Священного Писания на русский язык: занимался подбором переводчиков, а часть текстов перевел самостоятельно. В свет начали постоянно выходить сочинения архимандрита Филарета, посвященные богословской, апологетической, историко­церковной тематике. «Записки на Книгу Бытия» и «Начертание церковно-библейской истории» (1816) внесли много нового в российскую духовную литературу.

5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась его хиротония во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, а уже через несколько лет, 2 июля 1821 года последовало и самое ответственное назначение — в Московскую епархию.

Трудно переоценить роль святителя Филарета в решении общецерковных вопросов той эпохи. В 1822 году по поручению Синода он составил «Христианский катехизис Православныя кафолическия Восточныя Греко-Российския Церкви», за который был удостоен ордена св. Александра Невского. В дальнейшем на данной основе святитель Филарет подготовил «Краткий катехизис» (1824). Благодаря четкости содержащихся в нем формулировок, ясному и доходчивому изложению материала Катехизис сразу же превратился в бестселлер, он многократно переиздавался. По сей день этот труд пользуется уважением и популярностью среди верующих.

26 марта 1839 года владыка был пожалован орденом ев. Владимира I степени за заслуги в деле воссоединения униатов с Православной Церковью. Целый ряд мер был предпринят им по распространению единоверия среди раскольников.

Ревнитель православной государственности, святитель Филарет разработал многие законодательные документы Российской империи. В 1823 году, по поручению Александра I, им был составлен и сохранен в тайне акт о назначении наследником престола великого князя Николая Павловича. При Александре II святитель был привлечен к подготовке манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, который был обнародован 19 февраля 1861 года. Это было отмечено награждением его специально учрежденной для организаторов реформы золотой медалью «За труды по освобождению крестьян». Многое сделал митрополит для обеспечения нуждающихся, активизации благотворительных начинаний. Так, в основу работы Попечительства о бедных духовного звания лег написанный им устав (1823); при его участии осуществлялась деятельность Московского тюремного комитета и Московского опекунского совета.

В 1830 году, когда на Москву обрушилась холерная эпидемия, бушевавшая несколько месяцев, Митрополит не покинул свой город, в ответ на царское приглашение в Петербург, готовясь умирать вместе со всеми. В Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. Митрополит повелел ежедневно совершать крестные ходы с молебным пением и колокольным звоном, и сам молился в Кремле с братией Чудова монастыря на коленях, под открытым небом. Священники обходили свои приходы, а потом шли в карантины окормлять больных, причем никто из них не заразился. Святитель Филарет не раз повторял, что врачевание медицинское должно сочетаться с врачеванием духовным, и что в данном случае упование на Бога важнее медицины. В 1831 году, после того как холера оставила Москву, митрополит Филарет был награжден орденом ев. Андрея Первозванного «…за ревностное и много деятельное служение в архипастырском сане, достойно носимом».

В 1842 году Филарет составил «Правила благоустройства монашеских братств в Москве». Истинный аскет по духу и образу жизни, он всемерно способствовал устроению обителей, основав четыре женских и два мужских монастыря, в числе коих и знаменитый Гефсиманский скит.

В совершенстве владея словом, митрополит Филарет необычайно обогатил сокровищницу церковного красноречия. Многие его проповеди были переведены на различные иностранные языки. Замечательно также поэтическое наследие архипастыря, из которого наиболее известны ответ А. С. Пушкину «Не напрасно, не случайно…», «Вечерняя песнь путешественника» и перевод с греческого «Песни увещательной» свт. Григория Богослова.

19 ноября 1867 года высокопреосвященный Филарет скончался на Московском Троицком подворье. В 1994 году Архиерейским собором Русской православной церкви он был причислен к лику святых. Спустя ровно 10 лет обретенные мощи святителя Филарета перенесли в восстановленный храм Христа Спасителя, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.

Тропарь свт. Филарету Московскому

глас 4

Духа Святаго благодать стяжав, богомудре святителю Филарете, истину и правду разумом
просвещенным людем проповедал еси, мир и милость сердцем умиленным страждущим явил
еси, яко учитель веры и страж неусыпный паству российскую жезлом правости сохранил еси.
Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея, моли даровати Церкви утверждение и душам

нашим спасение.

Кондак свт. Филарету Московскому

глас 6

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, добродетель измлада возлюбил еси,
богоблаженне Филарете, яко пастырь праведный и исповедник непорочный, по святем
преставлении от безбожных поругание и поношения приял еси, Бог же знаменьми и чудесы тя
прослави и заступника Церкве нашея яви

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх