Выпуск №107, 07.10 .2018

СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ФЕКЛА

(7 октября )

 

 Святая первомученица равноапостольная Фекла родилась в

малоазийском городе Икония в богатой семье и отличалась

необыкновенной красотой. В 18 лет ее обручили знатному юноше.

В это время Иконию посетили святые апостолы Павел и Варнава, о чем

говорится в 14-йглаве Книги Деяния. Там они поселились вдоме

Онисифора, о котором упоминает Павел в 2-м Послании кТимофею.В

Иконии апостолы довольно успешно проповедовали в синагоге и доме

Онисифора, творя чудеса и знамения, и приобрели много новых душ для Христа.

На одной из бесед присутствовала 18-летняя девица Фекла. Услышав учение апостола Павла о

Христе, она решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь евангельской проповеди.

Это намерение святой привело в ужас и гнев ее мать и жениха. Видя, что уговорами они ничего

не добьются, мать с женихом обратились за помощью к управителю города, обвиняя апостола

Павла во всем произошедшем. Из-за выдвинутых обвинений апостол Павел оказался в

заточении. Фекла, подкупив сторожа, пробралась в темницу и некоторое время находилась там,

слушая наставления Павла.

Мать святой, узнав об этом, пришла веще большую ярость. Она стала требовать суда над

апостолами и собственной дочерью. Апостолов и Онисифора вместе с сыновьями изгнали из

города, а Феклу осудили на сожжение. Однако огонь не повредил тело мученицы, а внезапный

сильный дождь с градом совсем погасил пламя. Оставшись невредимой, мученица бежала из

города и, найдя апостола Павла, последовала за ним в Антиохию. Там святую ждали новые

испытания. По доносу одного из старейшин города, пытавшихся вынудить Феклу к любодейной

связи, ее приговорили на растерзание зверям. На обнаженную девицу выпустили голодных

львов и медведей, которые, впрочем, ни мало ей не навредили, а наоборот –покорно легли у ног

святой, как бы воздавая честь ее мученичеству и целомудрию. В результате многочисленные

зрители, присутствовавшие на казни, пришли в изумление и обратились ко Христу. Но мучители

не успокоились, они придумали новое истязание. Святую привязали за ноги кдвум разъяренным

быкам, чтобы те, разбежавшись в разные стороны, разорвали тело мученицы. Однако веревки

тут же распались, абыки убежали внеизвестном направлении. Правитель, уразумев, что святую

охраняет Бог, испугался и отпустил ее.

Вместе с Павлом и его спутниками Фекла обошла многие города восточной части Римской

империи, подвергаясь преследованиям ииспытаниям. По благословению апостола Павла, она

поселилась около Селевкии Исаврийской, где и прожила многие годы, проповедуя Евангелие и

исцеляя больных молитвой. Святая обратила ко Христу многих язычников, получив за это

почетный титул «равноапостольной». Она погибла в 90-летнем возрасте, спасаясь от наемников,

посланных языческими волхвами: по преданию, расступившаяся гора навсегда скрыла святую

Феклу.

Церковь прославляет «первострадальную» Феклу как «жен славу, наставницу страдальцев,

отверзшую всем мучения пути». Издревле ей посвящалось много храмов, один из которых был

построен в Царьграде святым равноапостольным Константином. Имя святой первомученицы

равноапостольной Феклы, молитвенницы о всех подвизающихся, поминается при пострижении

женщин в монашество.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ, ИГУМЕН РАДОНЕЖСКИЙ

(8 октября)

 

                                                                                Один из величайших подвижников земли Русской преподобный Сергий

(в миру –Варфоломей) родился в 1314 году под Ростовом. Его родителями

были благочестивые бояре Кирилл и Мария, которые воспитывали

мальчика в христианской вере.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его

братьями –старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились

успешно, но Варфоломей отставал вручении, ему не давалась грамота.

Тяжело приходилось мальчику: родители переживали, учителя

наказывали, а одноклассники смеялись над ним. Варфоломей усердно молился Богу о даровании

ему разума. Однажды влезу он встретил ангела вообрази старца-монаха. Узнав о его печали,

старец благословил мальчика и сказал, что теперь Варфоломей будет понимать книжное учение

лучше других. Так излучилось.

Около 1328 года родители Варфоломея переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие

сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском

монастыре. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом

монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для

пустынножительства в лес. Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с

благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но

вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешёл в

Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии

митрополитом Московским).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана

с именем святого мученика Сергия и положил начало новому жительству во славу

Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, преподобный

восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его

руководства. Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось

братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким

трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал

хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд

преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком

суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось.

Не без труда иноки умолили святого Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году

епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.

По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря

росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам игумена Сергия

неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Сергия Радонежского стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей

прислал преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги,

Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь.

С патриаршим посланием Сергий отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие.

Иноки стали роптать на строгость устава, и преподобный вынужден был покинуть обитель.

На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой

Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки

Обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого. Преподобный Сергий

беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего

ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни святой удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда

отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах,

совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали

приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал

преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Сергия

и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала

великого подвижника, ион по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Постепенно иноки обители становились свидетелями чудесных явлений. Однажды во время

литургии преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Сергий запретил

кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

В глубокой духовной связи с преподобным Сергием находились Стефан Великопермский,

креститель зырян, а также митрополит Московский Алексий. Святитель на склоне лет призвал

к себе Сергия и просил принять Русскую митрополию, но преподобный по смирению отказался

от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович

Донской, собрав войско, пришел в обитель Сергия Радонежского испросить благословения на

предстоявшее сражение. В помощь великому князю преподобный благословил двух схимонахов

боярского рода, опытный в ратном деле Ослябю и Пересвета, и предсказал победу князю

Димитрию. Пророчество исполнилось: 8 сентября 1380 года, вдень праздника Рождества

Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на

Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время

сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании

победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь преподобный удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью

Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией

Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику Михею, что их ожидает чудесное

посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра

и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица

прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой

обители его.

Достигнув глубокой старости, преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе

братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика,

преподобного Никона. В безмолвном уединении святой Сергий преставился к Богу 25 сентября

1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со

словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и

любовь нелицемерную…»

Сергий Радонежский положил начало новой эпохи русского монашества. Его ученики основали

множество монастырей и храмов, которые известны и по сей день.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх