Еженедельная стенгазета. Рождество Пресвятой Богородицы.

 

Рождество Пресвятой Богородицы

Новый Завет почти ничего не рассказывает нам о жизни Пресвятой Богородицы. Все, что мы знаем о событиях Ее рождения и успения, основано на «Протоевангелии  Иакова» — апокрифе, книге, не вошедшей в состав Библии, но воспринимаемой Церковью как часть Священного Предания.

 

Слово пастыря

Мы прославляем Пречистую Деву Марию как Ту, Которая более всех послужила делу спасения, потому что без Ее ответа на благовещенское свидетельство архангела, без Ее доброго произволения не было бы тайны Боговоплощения, а значит, не было бы победы Христа над абсолютным злом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Анна и Иоаким – родители Богородицы

Пресвятая Богородица родилась в годы правления Ирода Великого в пригороде Иерусалима. Ее родители Иоаким и Анна — происходили из рода царя Давида, были людьми уважаемыми, но не слишком богатыми. По всем меркам Иоаким и Анна были счастливыми супругами, им можно было бы позавидовать в хорошем смысле, если бы не одно обстоятельство: прожив пятьдесят лет в браке, они так и не смогли родить ребенка. Возможно, в начале семейной жизни отсутствие детей не сильно тяготило их: пока ты молод, то не особо задумываешься о таких вещах. Однако на пике зрелости, когда у окружающих сверстников начали появляться внуки, Иоаким и Анна стали все сильнее и сильнее просить Всевышнего ниспослать им дитя. Каждый день супруги ожидали чуда, но оно не спешило совершаться. Супруги даже пообещали своего первенца отдать на служение в храм, но Бог словно не слышал их. И однажды, после очередной молитвы, Иоаким и Анна смирились. Пожилые люди с благодарностью приняли свой крест, прося теперь лишь одного — чтобы их оставшаяся жизнь была еще более благочестивой, чем ранее. Добродетельных супругов начали уважать еще больше, но находились и злые языки. Поползли слухи, что Иоаким и Анна прокляты Богом, что с ними нельзя общаться, а добрые дела, творимые ими, приносят людям горе. Дошло до того, что, когда Иоаким однажды принес в Иерусалимский храм положенную жертву, священник прогнал его, заявив, что не будет принимать ее от недостойного человека. Такое отношение некоторых людей покажется странным, но оно вполне логично и объясняется не только злыми нравами некоторых иудеев, но и одной особенностью ветхозаветного религиозного мышления.

В ожидании Спасителя

Еще в самом начале человеческой истории Бог дал нашим падшим прародителям Адаму и Еве обетование, что в положенное время среди их потомков родится Избавитель и Спаситель. Это пророчество было сказано в виде обращения к дьяволу-обольстителю, которого Господь

проклял буквально следующими словами: Вражду положу между то-бою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15).

Уже праматерь Ева отнесла высказывания о жене и ее семени к себе и посчитала, что именно она родит будущего победителя зла. Но вышло иначе: ее старший сын Каин стал не спасителем, а первым убийцей, лишившим жизни своего брата Авеля. Немногим лучше оказались и более отдаленные потомки Адама: они отошли от Бога. И лишь небольшая часть людей продолжала, как умела, почитать Единого Бога и хранить память о былых временах, когда рай еще не был закрыт для человека.

Эти же верные Господу поколения веками передавали и Божье обетование о семени жены, которое победит древнего змея-сатану. Каждая благочестивая девушка понимала, что именно она может стать этой женой, а каждый мужчина в глубине души надеялся быть причастным этому чуду. Поэтому среди избранного на-рода брак и продолжение рода считались делом чести, а наличие детей расценивалось как благословение Божье. И наоборот — если супруги не имели потомства, то подвергались всяческому поношению, ибо считалось, что такие пары лишены милости Всевышнего за какие-то страшные грехи.

Ступени для Девы Марии

Иоаким и Анна несли крест бездетности всю свою супружескую жизнь. Они даже и представить не могли, что именно от их союза произойдет та самая жена, чье семя упоминается в эдемском обетовании. Однажды им по очереди явился ангел и возвестил радостную весть: они станут родителями. И точно так же, как много лет назад пожилая чета смиренно приняла жребий своей бездетности, с таким же смирением приняли старики и ту радость, которая выпала на их долю. Иоаким и Анна не стали спорить с ангелом, не стали благочестиво отнекиваться, ссылаясь на почтенный возраст и не-возможность иметь детей.

В назначенный срок немолодая уже женщина стала матерью здоровой малышки, которую назвали Мария. Старики были счастливы и благодарили Бога за ниспосланный им дар. Через три года Марию привели в Иерусалимский храм.

Во время обряда посвящения произошло чудо: стоило лишь поставить Марию у лестницы, ведущей к верхней части храмового двора, она сама, без чьей-либо помощи, преодолела

пятнадцать огромных ступеней, по которым с трудом карабкались многие взрослые. Видя происходящее и прозревая будущую судьбу Девочки, первосвященник принял Ее, благословил и совершил ранее невиданное: он повел Марию во внутренние помещения Храма — туда, где могли находиться лишь священники.

В этот момент все присутствующие осознали, что дочь Иоакима и Анны достойна войти в святилище и Ей предстоит совершить нечто очень важное.

 

Подготовлено Комиссией по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы 

при поддержке проекта «Православный вестник»

Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

 

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх