Улицы, площади, переулки


Храмы и монастыри вокруг Новой деревни


Дороги, заводы, Ленин и верстовой столб


От Новой деревни к Таганскому району

Новая деревня родилась почти одновременно с храмом преподобного Василия Исповедника, что в Новой деревне, за Рогожской заставой: это название появилось на картах Москвы в конце XIX века и исчезло после 1917 г. Но история небольшого московского микрорайона, ограниченного улицами Нижегородской и Старообрядческой, Рогожским валом и шоссе Энтузиастов, намного длиннее и интереснее, как и история самой Москвы.

Москва, официальная история которой начинается с XII века, возникла на пересечении дорог. Дороги на восток – во Владимир и Нижний Новгород, юго-восток – на Коломну и Рязань, а оттуда в Византию, позже в Орду – проходили через Заяузье и Таганский холм. Многое видели эти места. В 1238 г. на берегу реки Яузы московское войско встретило нашествие Батыя; через 5 дней город был захвачен, защитники и многие жители Москвы перебиты. В 1350-х гг. этой дорогой из Константинополя возвращался митрополит Алексий, в 1380 г. с Куликова поля – князь Дмитрий Донской, в 1382 г. с бедой на Москву пришел Тохтамыш. Здесь митрополитом Алексием основан Спасский монастырь, у слияния Яузы и безымянной речки, получившей имя Золотой Рожок в память о бухте Константинополя. Часовня «Проща» напоминает о прощании преподобного Сергия со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасского монастыря, а еще о том, что здесь заканчивалась Москва и начинались места глухие, опасные, и перед поездкой надо было помолиться и поставить свечку Господу.

Москва, ставшая столицей большого независимого государства, могла позволить себе не только краснокирпичный Кремль, но и новые оборонительные стены – Белый город и Земляной вал. Дороги на Владимир и Коломну проходили через Яузские ворота Белого города и Яузские (Таганские) ворота Земляного вала. В 1550 г. был создан Ямской приказ, ведавший ямской гоньбой (почтой), а в конце XVI века за Земляным валом появилась Рогожская Ямская слобода,  между современными улицами Сергия Радонежского (Воронья), Рогожский вал и Таганская, «Семеновская тож». Через слободу вела Николоямская улица, получившая название по храму Николы в Ямах. Земли же, ставшие позже Новой деревней, в XVI веке были приписаны к селу Карачарову и принадлежали Спасо-Андроникову монастырю. Здесь были пахотные и выгонные угодья. Крестьяне Карачарова платили оброк монастырю и отрабатывали барщину на покосных землях. Здесь же были выгоны Рогожской Ямской слободы. От Рогожской слободы гоняли ямщики по трем дорогам: Владимирке – на село Рогожь (город Богородск – Ногинск Московской области), Носовихе – в Павловский Посад через села Перово и Носовиху (сейчас – часть города Железнодорожного), Коломенке – через Люберцы, Бронницы и Коломну на Рязань.

Смута начала XVII века сопровождалась страшным пожаром Москвы. Сгорела и Рогожская слобода. Город отстраивался заново. Были основаны церковь Сергия в Рогожской слободе и Покровский монастырь на Убогих домах. Начался расцвет торговли в России, появилась знаменитая Макарьевская ярмарка, и работы ямщикам Рогожской слободы прибавилось. Каждый год, в июле и августе, Владимирка и соседние улицы заполнялись тяжелыми подводами и лихими тройками. Процветал ямской промысел, создавались в Рогожке заезжие дворы для отдыхающих, кузницы, тележные мастерские, торговля лошадьми, сеном, повозками и сбруей.

В начале XVIII века столица была перенесена в Петербург, но это не изменило торговой роли Москвы. В 1742 г. Москва была окружена Камер-Коллежским валом, ставшим таможенной границей города. Вал включал в себя 18 застав, на которых проверяли документы при въезде в город. На Владимирской дороге стояла Рогожская застава, на Рязанской – Покровская, участок вала между ними получил название Рогожского. В 1764 г. была проведена секуляризационная реформа, и земли за Рогожским валом отошли от Андроникова монастыря государству.

Тяжелым испытанием для москвичей стала эпидемия чумы 1771 г. Борясь со страшным мором, Сенат принял решение о выносе за пределы города мест для захоронений. Так появились новые кладбища – Рогожское (за Рогожской заставой) и Калитниковское (за Покровской заставой). Рогожское вскоре было пожаловано Екатериной старообрядцам, рядом с ним вырос целый старообрядческий поселок.

В 1812 г. по Рязанской (Коломенской) дороге уходили, оставляя Москву, русские войска во главе с Кутузовым, а за ними ушли почти все жители города. Москва оказалась во власти французов и огня. Рогожская и Покровская заставы были среди районов, которые выгорели почти полностью. После освобождения России Москва была отстроена заново. В начале 1840-х гг. Владимирскую дорогу реконструировали, выпрямили и дали название Владимирского (Нижегородского) шоссе. По Владимирке, как прежде, неслись тройки, тащились груженые обозы, а еще брели арестанты по этапу в Сибирь.

Во 2-й половине XIX в. заставы ликвидировали, вал срыли. Упоминания о вале и заставах сохранились в названиях улиц и площадей. Осталась и официальная граница Москвы по Камер-Коллежскому валу. В 1862 г. Рогожская Ямская слобода пережила очередной страшный пожар. Но окончательный удар по ямскому промыслу нанесли железные дороги – Нижегородская и Курская, проложенные в 1860-х гг. Старинный уклад жизни Заяузья разрушили созданные здесь предприятия: мастерские Нижегородской и Курской железных дорог, завод Гужона и завод «Перенуд». За Рогожским валом, на землях Рогожской слободы и деревни Новой Андроновки, возник рабочий поселок – Новая деревня.

В 1879 г. в Новой деревне произошел подрыв полотна Курской железной дороги, пострадал поезд с императорской свитой – это было неудачное покушение на Александра II, устроенное радикальной организацией «Народная воля». А с начала XX века революционное движение захватило рабочих местных предприятий: стачки и баррикадные бои 1905 г., митинги и братание с солдатами в феврале 1917 г., создание Рогожского Совета рабочих депутатов и отрядов Красной гвардии, участие в вооруженных столкновениях в октябре 1917 г.

В советское время все крупные предприятия в Рогожско-Симоновском районе (в его состав вошла Новая деревня) были национализированы. Завод Гужона получил название «Серп и Молот», завод «Перенуд» – «Красный путь», на основе Курских мастерских создан завод им. Войтовича. Переименованы улицы и площади. Храмы и монастыри закрыты, часть зданий снесена. Ближайшими действующими церквями оставались Скорбященская на Калитниковском кладбище и Никольская на Рогожском кладбище, которую с православными делили единоверцы и старообрядцы.

Станция Москва – Товарная Курской железной дороги сохранилась до наших дней. Старый Нижегородский вокзал, находившийся между Нижегородской и Новорогожской улицами, использовался как станция Москва – Товарная – Горьковская до 1950-х гг. Во время Великой Отечественной войны отсюда отправлялись на фронт эшелоны с военной техникой и солдатами, на восток – с эвакуированными людьми и оборудованием. В октябре 1941 г., в самые тяжелые для Москвы дни, на одном из путей вдоль Новорогожской улицы приготовили литерный состав для Сталина. 16-17 октября у Рогожской заставы (площади Ильича) развернулись беспорядки: началась паника, спровоцированная слухами о поголовной эвакуации и оставлении Москвы; машины с бегущими чиновниками останавливались рабочими, пожитки выбрасывали и грабили. Милиция практически не вмешивалась. Через несколько дней в Москве был наведен порядок. Сталин из Москвы так и не уехал.

Новая деревня входила в состав Ждановского, сейчас – Таганского района. Микрорайон сегодня перестроен почти полностью, появилось много новых высотных домов. Возвращена часть исторических названий. Радостно, что храм преподобного Василия Исповедника, сильно изуродованный в советское время, реставрируется. Но главное – он снова действует, привлекая все новых и новых прихожан Таганки, которая приняла историческую эстафету от Новой деревни.

В храме прп. Василия Исповедника ведется работа по восстановлению истории храма. Мы просим всех, у кого в семейных архивах сохранились фотографии храма или связанные с храмом документы, предоставить нам их копии или принести нам, и мы копии сделаем сами. Помогите нам сделать историю храма яркой и наполненной!


В 2016 году вышла в свет книга нашего историка Елены Петровской "Новая деревня в Москве. История одного Таганского микрорайона".
Книгу можно приобрести в свечной лавке храма.



Адрес: Москва, ул. Международная, 10, стр. 2. Посмотреть на Google-карте


Техническая поддержка сайта - Благотворительный Фонд Святителя Спиридона Тримифунтского